Этот ненавистный корпоратив
Традиция проводить корпоративные мероприятия, как и многие другие вещи, пришла к нам с Запада. Воодушевившись взращиванием корпоративной культуры, компании с энтузиазмом принялись объединять коллектив и поднимать командный дух. И понеслось - тимбилдинги, спортивные соревнования, туристические поездки, презентации, банкеты, пикники. И, разумеется, все это во вне рабочее время.
Опрос, проведенный компанией HeadHunter среди офисных сотрудников, выявил, что каждый пятый работник относится к корпоративным мероприятиям как к неизбежному злу, либо ненавидит их и старается избегать всеми возможными способами. Чтобы не натолкнуться на непонимание коллег и неодобрение руководства, сотрудники стараются придумать благовидный предлог для отказа. В ход идут стандартные аргументы типа «Я плохо себя чувствую», «Врач запретил мне принимать алкоголь», «Мне не с кем оставить ребенка» и т.п. Каковы же причины столь откровенной не любви?
Пять «нет» корпоративу
Во-первых, и так вечно не хватает. Пойти в выходной на корпоратив означает нарушить собственные планы на отдых, отложить домашние дела и столкнуться с недовольством второй половины. К тому же это напрасная трата времени, которогоиз-за сложившейся в России привычки сочетать корпоративные мероприятия с большим приемом алкоголя, теряется не один день, а целых два, причем второй сопровождается головной болью и раздражением на окружающих, что опять-таки не улучшает микроклимат в семье. Корпоратив по окончании рабочего дня чреват тем, что затягивается за полночь и дурно отражается уже не только на семейных отношениях, но и продуктивности завтрашней работы.
Во-вторых, корпоративе сотрудник вынужден контактировать с людьми, которых он и так видит по восемь часов в сутки пять дней в неделю. Это может быть тяжело чисто психологически, тем более, если не все из коллег приятны в общении. на
В-третьих, высказать наболевшее за годы работы несимпатичному коллеге или начальнику, что может отразиться на карьере. Или стать объектом пьяной выходки другого сотрудника. существует риск напиться и
В-четвертых, всегда организуется корпоратив несторонней компанией . Часто руководство старается подключить к организации мероприятия самих работников, и не всегда с их добровольного согласия. Сотрудникам навязывают подготовку эстрадных номеров для новогодней программы, подарков для незнакомых коллег, сюрприза для коллектива соседнего отдела и так далее. А далеко не каждый служащий компании является общественником-активистом.
В-пятых, его последствия могут долго напоминать о себе, например, простудой или травмой. если праздник плохо организован, то
Права сотрудников
Самое неприятное, что в части компаний и организаций корпоративные мероприятия носят добровольно-принудительный характер. При этом если корпоратив проходит в рабочее время, начальник не дает разойтись сотрудникам, мотивируя это графиком работы. "Праздники" в выходные расцениваются как «обязаловка», при этом работник не может взять отгул. А каковы в действительности права сотрудников? Могут ли они не пойти на «ненавистный праздник»? Или отсудить у работодателя компенсацию в случае получения ущерба на празднике?
Случай 1. Рабочий день в компании заканчивается в 18:00, а корпоративное мероприятие началось в 17:00. Может ли работодатель принудить работников участвовать в корпоративе, ссылаясь на график работы?
Комментирует юрист Алина Волкова: «В данном случае речь идет о трудовых отношениях, которые регулируются Трудовым кодексом. Работник может отказаться от участия в вечеринке, но при этом должен продолжать выполнять свои трудовые обязанности до окончания рабочего дня, в соответствии с должностными инструкциями, правилами внутреннего трудового распорядка и прочими документами, регламентирующими трудовую деятельность сотрудников в компании. Если корпоративное мероприятие проходит после окончания рабочего дня, в нашем случае после шести часов, то сотрудник имеет полное право отказаться принимать в нем участие и пойти домой».
Случай 2. Работодатель объявил о проведении корпоративного мероприятия в выходной день. Может ли сотрудник отказаться и не прийти, либо прийти, а потом потребовать за это отгул?
«Если компания приглашает сотрудников на корпоративный праздник в выходной день, то отношения между работником и работодателями не относятся к трудовым, а являются гражданскими правоотношениями, в частности, представляют собой договор дарения, заключенный в устной форме, - считает Алина Волкова. - При этом работник выражает принятие корпоративного мероприятия в качестве объекта дарения своими конклюдентными (то есть согласительными) действиями, а именно приходом на это мероприятие. Очевидно, что при данной трактовке корпоративного праздника сотрудник имеет полное право отказаться от его посещения. Однако не стоит считать, что если сотрудник принял решение посетить праздник в свой выходной день, то он имеет право на отгул, так как в данном случае речь идет о разных правоотношениях - трудовых и гражданских».
Случай 3. Сотрудник намерен потребовать с работодателя компенсацию за травму, полученную на корпоративе. Имеет ли он на это право?
«С учетом гражданско-правовой природы данных отношений одаряемый может требовать возмещения вреда от работодателя в случае, если данный вред был причинен ему действиями самого работодателя, - комментирует Алина Волкова. - Если же вред был причинен третьей стороной, например, компанией-перевозчиком или организатором праздника, обязанность по возмещению ущерба ляжет на эту сторону. При этом если вред отчасти обусловлен действиями самого сотрудника, то размер компенсации сотруднику может быть уменьшен по решению суда. Иными словами, если работник напился на банкете, организованном компанией, упал и получил травму, то он может потребовать возмещения ущерба, но не факт, что суд примет его сторону».
А может, изменить отношение?
Итак, по закону никто не может заставить сотрудников посещать корпоративные мероприятия, и те, кто ненавидят подобные праздники, могут со спокойной душой их игнорировать. Так, может быть, сотрудников стоит не принуждать к посещению праздников, а стараться привлечь туда? Ведь главные доводы против корпоративных мероприятий связаны с неумением компании их организовать. Многие воспринимают корпоративы как «еще одну пьянку», только большего масштаба. А если учесть, что поводов выпить за год и так хватает, то совершенно непонятно, зачем устраивать дополнительный. Можно придумать гораздо более интересный сценарий, в котором каждый найдет себе место, и не обязательно среди салатов со стопкой в руке. В конце концов, основная цель корпоративных мероприятий - вовсе не согнать вместе недовольный персонал, а затем напоить, а все-таки напомнить работникам о том, что они - одна команда. Хорошего вам времяпровождения!
Источник: http://planetahr.ru