Технология плюс творчество: новый взгляд на эффективное рекрутинговое интервью

Распечатать
Умение эффективно действовать в ситуациях неопределенности, неизвестности — искусство, которое для обучения технологиям менеджмента становится сегодня все более актуальным.
 
Татьяна Шмид-Верле (Цюрих, Швейцария)- независимый предприниматель, активно работает в области финансового консалтинга и интеркультурного менедж­мента.
 
Изучала финансы и экономику в Цюрихе, музыкальную педагогику в Мюнхене. Читает лекции в университетах в Берлине и Восточной Германии, а также в European School for International Management в Штутгарте.
 
Анна Владиславовна Царева (Санкт-Петербург)- кандидат экономических наук, преподаватель факультета социологии Санкт-Петербургского государственного университета, журналист.
 
Это искусство часто остается за рамками стандартных форм управленчес­кого обучения, в частности традиционно используемого системой МВА метода изучения кейсов. Оно требует не столько рационального анализа про­исходящего и использования готовых инструментов, сколько развития интуи­ции, умения оценивать ситуацию, вступать в конструктивный диалог и полу­чать необходимую информацию буквально «из воздуха». Все это предполагает нестандартные приемы обучения.
 
Поиск эффективного способа развития способностей менеджера к дейст­вию в условиях неопределенности привел авторов данной статьи к созданию необычной тренинговой программы. Программа, объединившая интеллек­туальные ресурсы Федерального центра повышения квалификации «Социо­логия» (Санкт-Петербургский государственный университет) и швейцарской компании Delta JS, предоставляющей услуги консалтинга, поставила целью разработать принципиально новый подход к проведению рекрутинговых интервью. Тренинг, проходящий на двух языках — английском и русском, — интегрирует техники рекрутинга, используемые в западноевропейских бан­ках, и российские разработки в области визуальной коммуникации и арт-терапии.
 
Соединение стандартизированной техники рекрутингового интервью и нестандартных художественных приемов позволяет как менеджерам, так и кандидатам, оставаясь на знакомой территории сценария интервью, со­вершать экскурс в неизвестное, выхо­дить за пределы привычных шаблонов и находить новые решения для задач, не поддающихся решению традицион­ными методами. Талантливые менед­жеры часто используют художествен­ные приемы интуитивно, неосознанно, и получают великолепные результаты в самых различных областях. Созда­вая тренинг, мы ставили своей задачей исследовать области и возможности применения художественных приемов в ситуациях управления и найти внут­ренние «алгоритмы» такого искусства.
 
Собеседование при приеме на работу — событие, основанное на определен­ном сценарии. Варианты его могут развертываться в направлении, неожидан­ном для участвующих сторон. Интервьюер и интервьюируемый — два разных мира, и их диалог требует от участников взаимного внимания и импровизации. Использование нестандартных художественных приемов может:
  • превратить рекрутинговое собеседование в эффективный инструмент создания фундамента будущих взаимовыгодных отношений между кандида­том на должность и его потенциальным работодателем,
  • собрать дополнительную информацию, позволяющую скорректировать должностные обязанности и форму вознаграждения кандидата,
  • превратить процесс интервью в творческую игру, приносящую участни­кам энергию, удовольствие и новые идеи.
 
 
 
Рекрутинговое собеседование: баланс рациональных ожиданий и требований импровизации
 
Перед началом собеседования кандидаты часто полагают, что менеджер, ве­дущий интервью, заранее внимательно ознакомился с резюме, данные сочли интересными и вопросы, на которые предстоит отвечать, будут логичны и свя­заны с этой информацией.
 
Но в реальности состояние менеджера-интервьюера может выглядеть так. В этот день менеджер участвовал в не­скольких малорезультативных перего­ворах, его секретарь в отпуске, а по­мощник забыл распечатать резюме кандидатов. В конце рабочего дня, когда он уже собирался домой, колле­га внезапно попросил помочь провести это интервью. Кроме того, он путает од­ного кандидата с другим. Все это мало способствует созданию у менеджера рабочего настроения и его взаимопо­ниманию с кандидатом.
 
Но и кандидат может быть не в лучшей форме.
 
Вместо того чтобы быть спокойным, внимательным и сосредоточенным, как требуют обстоятельства, кандидат, возможно:
  • несколько ночей читал горы научной и профильной литературы и много­кратно репетировал свою речь. В ре­зультате хронического недосыпания мысли путаются, и вспомнить первую фразу совершенно невозможно;
  • если кандидат мужчина, он нервни­чает относительно гармонии костюма и галстука; если это женщина, она вол­нуется из-за того, что ее юбка доволь­но коротка и кажется ей неподходящей для собеседования;
  • купил несколько книг типа «Как получить работу и обойти 200 других кандидатов» и теперь пытается поша­гово следовать их рекомендациям;
  • сидит напротив менеджера, скован­ный боязнью проявить некомпетент­ность (хотя вполне компетентен как специалист), и не может произнести ни слова из заготовленной речи.
 
Конечно, описания эти могут показаться преувеличениями, реальная ситуация может быть значительно более «нормальной» и располагающей к продуктив­ному диалогу. Важно, что соединение состояний кандидата и менеджера дает множество случайных комбинаций и их число, рассчитанное математически, фантастически велико. Соответственно, таково же число всех возможных сце­нариев интервью.
 
Человеческое общение не поддает­ся управлению с помощью одной лишь логики и изученных стандартных схем. Под тонким слоем известной нам ин­формации о собеседнике скрыт огром­ный пласт информации неизвестной. Несоответствие между «неизвест­ной истиной», которой владеет другая сторона, и собственной «известной истиной» в психологии называется «информационной асимметрией». Уменьшение и одновременно творчес­кая реализация этой асимметрии — сложная задача, которой, увы, редко уделяют должное внимание.
 
В практике рекрутинга учитывание и использование информационной асимметрии имеет огромную ценность, материальную и нематериальную, — как для компании, так и для кандидата. Это:
  • уменьшает возможное несоответствие между формально прописанны­ми должностными инструкциями и теми задачами, с которыми кандидат столк­нется в реальной работе,
  • помогает структурировать и индивидуализировать форму и величину компенсации профессиональных услуг именно данного кандидата,
  • облегчает разработку индивидуального договора и структурирует не­соответствие между компенсацией материальной (зарплата, премия) и нема­териальной (например, языковые или профессиональные курсы, оплаченные компанией).
Нетрадиционный метод ведения интервью для кандидатов и менеджеров: использование приемов комедии дель арте и выбор между «свободными» и «фиксированными» ролями
 
Следование жестким стандартам и сценариям, характерное для классическо­го обучения менеджменту, способно эффективно работать только с известной информацией. Чтобы найти решение в условиях информационной асиммет­рии, необходимо выйти за рамки привычного сценария, уметь оперировать
различными сценариями и комбинировать их в зависимости от ситуации, а иногда — отказываться вообще от всех известных сценариев, создавая прин­ципиально новые.
 
Собеседование, дополненное импро­визацией с использованием худо­жественных приемов, может эффективно использоваться для того, чтобы раздвинуть рамки поведенческих шаблонов, сблизить между собой менеджера и кандидата. Эффектив­ная и одновременно эффектная тех­ника действия в условиях неопреде­ленности — это ситуация знаменитой комедии дель арте, истоки которой — в традиции венецианских карнавалов.
 
В комедии дель арте знакомые всем маски — трюкач Арлекин, глупый ста­рик Панталоне и остроумная красотка Коломбина — обладают не индиви­дуальными, а типическими чертами и используют два вида ролей. «Фикси­рованная» роль — это стандартная, жестко заданная и отрепетированная роль; она всегда одинакова. «Свободная» роль строится на импровизации, у актера есть лишь каркас роли, на который произвольно нанизываются реплики и сценки. Театр «дель арте» интерактивен, все зрители становятся полноправными участниками действия, поэтому актеры комедии масок — всегда мастера импровизации, сохраняющие заданный сюжетом характер «типажа», но мгновенно реагирующие на реплики публики и других масок (рисунок 1).
 
 
Представляется, что рекрутинговое собеседование (по противостоянию дейст­вующих лиц, неожиданности сюжетных ходов и обмена репликами, по общей напряженности действия) очень близко к сценке с участием масок комедии дель арте. Менеджеры и кандидаты, незнакомые друг с другом заранее, впер­вые встречаются как «типажи», то есть находятся в рамках своих професси­ональных ролей. Это единственное общее представление, на котором осно­вано их восприятие друг друга до начала встречи.
 
Профессиональные роли участников собеседования ограничиваются жест­кими рамками иерархии организации и являются «фиксированными», или, го­воря языком «дель арте», сценарными (это «известная истина» асимметричной информации). Приемы комедии дель арте подразумевают обращение к партне­ру вне рамок его профессиональной роли, — используя приемы и инструменты, позволяющие общаться на основе равенства и импровизации. Комбинация «фиксированных» и «свободных» ролей помогает лучше узнать «непредсказу­емую» личность в «свободной» роли (иными словами, открыть «неизвестную истину», уменьшая информационную асимметрию).
 
Восприятие собеседниками друг друга только как носителей определен­ных профессиональных характеристик, значительно обедняет и «затумани­вает» ситуацию, порой не позволяя получить важную для обоих собеседни­ков (и для дела!) информацию. Между тем, сознательно находясь в ролях «менеджера» или «кандидата», мы одновременно (не всегда осознанно) на­ходимся и во всех прочих своих ролях, со всеми их достоинствами и недо­статками, и эти роли вмешиваются в ход переговоров и порой изменяют их в совершенно нежелательную сторону. Беседа интервьюируемого и интер­вьюера может превратиться в диалог «амбициозного карьериста» и «заком­плексованного», «прагматика» и «романтика», «родителя» и «ребенка» и т. п. (рисунок 2).
 
Чтобы собеседование было успешным, его участники должны:
— понимать, какие роли участвуют в диалоге;
— уметь сознательно управлять переходом между ролями;
— расширять спектр собственных ролей.
 
При этом профессионализм менеджера заключается в том, чтобы:
— понимать, какие роли участвуют в диалоге;
— уметь сознательно управлять переходом из одной роли в другую;
— расширять спектр собственных ролей.
 
Успешность кандидата, как залог его профессионального роста в данной ком­пании, заключается в том, чтобы:
— оценить, какие из его возможных ролей адекватны желаемой должности и какие соответствуют ситуации собеседования, в частности:
постараться в процессе беседы уловить, какие роли наиболее соответству­ют стратегии данной компании, и на этой основе:
гармонично следовать «танцу ролей» в диалоге.
 
 
В этом случае обусловленное целями интервью и динамикой ситуации ком­бинирование ролей, гибкое использование в рамках диалога не только про­фессиональных, но и других ролей позволяет более полно оценить профес­сиональные возможности кандидата и открыть в кандидате, а быть может, и в самом менеджере дополнительный мощный потенциал.
 
Разумеется, наличие актерского таланта признает в себе не каждый. Однако это умение, как и любое другое, поддается тренировке, первый шаг которой — внимание к себе и другим. И немаловажным фактором открытия и развития этого внимания становится еще одно качество комедии дель арте — юмор. Излишне серьезное отношение к себе, покидая человека, уносит с собой мно­жество шаблонов, и это значительно облегчает не только профессиональную деятельность, но и жизнь в целом.
 
Читальный зал
 
Подбирать сотрудников учитесь у Microsoft!
 
Гигантский производитель компью­терного программного обеспече­ния получает в месяц двенадцать ты­сяч резюме от людей, которые хотят работать в этой корпорации. Это уди­вительно, если вы примете во внимание, что в компании работает око­ло пятидесяти тысяч сотрудников, а уровень текучести кадров в Microsoft в три раза ниже среднего по отрас­ли. У корпорации Microsoft, таким образом, есть больше, чем у кого бы то ни было, причин быть разбор­чивой при выборе кандидатов. Это отражается в процедуре интервьюи­рования, которая используется этой компанией.
 
На первом этапе каждое резюме, по­лученное Microsoft, автоматически ана­лизируется по ключевым словам и ре­гистрируется в базе данных. На этом этапе сотрудники отдела персонала его не читают. Если резюме вызыва­ет интерес, проводится предваритель­ное интервью, обычно по телефону. Те, кто выдерживает это испытание, по­лучают приглашение в штаб-квартиру Microsoft в Редмонде, штат Вашингтон, где им предстоит целый день отвечать на вопросы, славящиеся своей слож­ностью.
 
«Мы ищем людей с оригинальным и творческим мышлением, — говорит­ся на веб-сайте компании Microsoft в разделе для выпускников универ­ситетов, — и процесс интервьюиро­вания построен так, чтобы найти этих людей. <...> Интервью может включать в себя обсуждение технических аспек­тов проектов, над которыми вы рабо­тали, абстрактные задачи, задачи по программированию или логические головоломки и задачи. <...> Для нас важнее узнать, что вы можете сделать, а не то, что вы уже сделали».
 
Паундстоун У. Как сдвинуть гору Фудзи? Подходы ведущих мировых компаний к поиску талантов. М.: Альпина Бизнес Букс, 2004. С. 15—16. 
 
 
Источник: Персонал МИКС № 4-5 2005
 

Оставить свой комментарий

Пожалуйста, зарегистрируйтесь!

Вход | Регистрация