Рассмотрим примеры, как нужно "читать объявление о вакансии между строк".
РАБОТА: от 18 лет, разные специальности, желание зарабатывать от 15000 руб. Тел. 773-42-26.
СРОЧНО! РАБОТА: з/п от 15000 руб., от 18 лет, предпочтение: ЧП, торг. работникам, менеджерам, педагогам, врачам. Тел. 8-912-899-43-67.
По этим двум объявлениям можно сразу понять, что приглашаются люди для работы в сетевом (многоуровневом) маркетинге. Наиболее известные компании, осуществляющие сбыт по принципу многоуровневого маркетинга, являются "Гербалайф", "Мэри Кей", "Орифлейм" и др.
Фирмы, работающие по такому принципу, продают различные товары, предназначенные для физических лиц (не для компаний). Эти продукты нацелены на самые "больные" места людей: лечение болезней, поддержание здоровья, фигуры и внешности (косметика, парфюмерия).
Каждый новый участник, в большинстве случаев, должен для начала купить некий пакет товаров, а затем заняться распространением по каталогам товаров, а также привлекать новых участников сети. С продажи товаров работник получает проценты. Если он вовлек нового участника, то получает проценты с проданных товаров новым работником и теми, кого он сумеет вовлечь.
Обычной практикой является самые различные способы внушения участникам сети (презентации, при обучении, видеокурсами). В сознание внедряется мысль о том, что через месяц–другой Вам не нужно будет "сильно напрягаться", Вы будете получать деньги с созданной Вами сети.
Но это как игра в рулетку. Все делают ставки (покупают пакет товаров), но выигрывают, естественно, не все (не у каждого получается продать товар (а если он и еще дорогой…) и, тем более, создать свою сеть).
Вернемся к нашим объявлениям. В них есть типичные признаки объявлений такого рода.
Дается обещание высокого заработка.
Конкретная должность не указывается. Только в некоторых можно встретить "менеджер по персоналу", "руководитель подразделения", "заместитель руководителя" и т.п.
Указывается очень широкая возрастная вилка для кандидатов (от 18 лет). Т.е. школу закончил, не успел еще получить ни опыта работы где-либо, ни образования, но уже можешь "большие" деньги заработать.
Требования к кандидатам по образованию и опыту работы не указаны. Иногда в таких объявлениях упоминают необходимость высшего или среднего специального образования без указания профиля образования.
Конкретная компания, ее название и вид бизнеса не указаны. В некоторых объявлениях обходятся общими словами: "в зарубежную фирму", "в немецкую компанию, успешно работающую в России более 5 лет" и т.п.
Указан номер мобильного телефона, т.е. конкретного физического лица.
Для возбуждения интереса к объявлению часто делают приписки: "срочно", "всего несколько вакансий", "до такого-то числа", "набор ограничен" и т.п.
Если позвонить по указанному телефону, Вам сразу скажут подходить туда-то, в такое-то время, ничего не спрашивая о Вас. Если зададите вопросы по предполагаемой работе, о компании и т.п., ответят либо, что узнаете при собеседовании (при встрече, на презентации), либо обойдутся общими словами.
На собеседование приглашают для того, чтобы отобрать тех, кто хорошо поддается внушению, и сразу начинают "обработку" (приглашают на презентацию).
Большинство работодателей подозрительно относится к тем, кто работал в сетевом маркетинге. Если пробовал и не добился успеха – недальновидный человек и без хороших способностей к продажам. Если добился успеха – испорченный человек, склонный к получению денег за счет других, при этом сам работать не любит. Поэтому указывать опыт работы в сетевом маркетинге в резюме не желательно.
Рассмотрим другое объявление о вакансии:
МЕНЕДЖЕР ПО МАРКЕТИНГУ: в/о, опыт работы от двух лет в качестве менеджера в области маркетинга, продаж, закупок или бренд-менеджера в крупной компании. Российская торговая компания (8 лет на рынке аудиотехники и телефонии), резюме по факсу 765-02-92, e-mail: ivanov@mail.ru.
В этом объявлении есть признаки серьезного предложения о трудоустройстве.
Указан профиль компании.
Указана конкретная должность.
Даны четкие требования к кандидатам (образование и опыт работы).
Для контакта даны факс и адрес электронной почты.
Не указано ограничение по возрасту. На самом деле такие ограничения у компании, конечно же, есть, и это вполне нормально и объяснимо. Но публикация ограничений по возрасту в объявлениях о вакансиях в России является нарушением закона (как и во всех цивилизованных странах). Компании, уважающие закон и заботящиеся о культуре ведения бизнеса и о своих сотрудниках, возраст для кандидатов обычно не упоминают.
Если Вы готовите резюме, чтобы отправить его в компанию, опубликовавшую подобное объявление о вакансии, старайтесь учесть все, что сказано в требованиях. Например, если Вы работали в сфере торговли аудиотехникой, то обязательно отразите это в своем резюме.