В последнее время на собеседованиях всё чаще задают вопрос: «Чего Вы ждёте от этой работы?» От ответа порой зависит, получите вы место или нет. Поэтому соискатели стараются отвечать так, как нужно, а не так, как думают и чувствуют. JOB.RU решил выяснить у своих читателей, а чего они хотят от работы на самом деле? Почти половина опрошенных не мудрствовала лукаво и ответила: денег.
Деньги решают всё
Традиция интересоваться карьерными планами соискателей пришла к нам с Запада. Предполагается, что ответ на этот вопрос продемонстрирует работодателю, насколько амбициозен кандидат и обоснованы ли при этом его притязания, а также даст представление о способностях человека к планированию. Некоторые работодатели надеются таким образом выяснить, надолго ли задержится работник в компании. Однако на практике всё зачастую сводится к набору стандартных ответов, ничего общего с реальным положением дел не имеющих. Тем более что в Интернете можно найти массу форумов, где люди делятся опытом, как правильно отвечать на этот вопрос.
«Я вообще не хочу работать, – признаётся менеджер Юлия СИНИЦЫНА. – У меня масса других интересов: путешествия, экстремальный спорт. Но для всего этого нужны деньги. С богатыми родителями не повезло, мужа, который мог бы мне это всё обеспечить, я пока не нашла. Поэтому приходится пахать. Если я всё это скажу на собеседовании, работу мне вряд ли кто-то даст. Поэтому, устраиваясь на новое место, я всегда говорю о том, что надеюсь более полно реализовать свой опыт и знания и в ближайшее время выйти на новый уровень в профессии».
Впрочем, рекрутёры говорят, что всегда чувствуют, что кандидат пытается угадать правильный ответ. Но, во-первых, они могут просто не подозревать, в каком проценте случаев их ловко водят за нос, а, во-вторых, порой такие ответы говорят лишь об одном: человек просто очень хочет получить эту работу.
Но вернёмся к результатам нашего опроса. Итак, 43,9% наших респондентов признались, что ждут от карьерных возможностей роста заработной платы. 17,4% видят в смене места работы прежде всего возможность продвигаться по карьерной лестнице. Для 8,8% важна возможность участвовать в интересных проектах компании. Причём это вовсе не значит, что любимой работой занимается менее десятой части опрошенных. Весь вопрос в приоритетах. А в наши дни материальный фактор зачастую выходит на первый план помимо нашей воли.
«На моей прошлой работе меня устраивало всё, – признаётся дизайнер Андрей КУЗЬМИЧЁВ. – У меня была почти полная свобода творчества, понимающее руководство, приятные коллеги. Но мы с женой влезли в ипотеку, и пришлось искать работу с большей зарплатой. Теперь у меня не такая интересная работа и начальство похуже, но зато денег больше. Я бы и рад вернуться, но что делать – квартира-то нужна».
Интересно, что довольно большой процент респондентов (15,4%) рассматривает каждое следующее место работы как ступеньку к заветной цели – начать свой бизнес или уехать работать за границу. 5,3% опрошенных хотят заработать себе имя. Ещё 5,2% сыты по горло разговорами о карьере и мечтают всё бросить и стать фрилансерами или дауншифтерами.
Диаграмма 1
Провинция – вверх, Питер – вниз, Москва – за границу
Если рассматривать результаты опроса в региональном разрезе, вырисовывается интересная тенденция. В провинции, как ни странно, существенно меньше доля людей, для которых на первом месте стоят деньги (41,4% против 47,7% в Москве и 48% в Санкт-Петербурге). Но при этом здесь сильны карьерные настроения – этот аспект развития отметили 19.5% опрошенных. И ещё один интересный нюанс: людей, которых в первую очередь интересует возможность принять участие в интересных проектах компании, в провинции тоже оказалось больше всего (10,3%).
А вот в Санкт-Петербурге и Ленинградской области этот аспект практически никого не интересует: за этот вариант проголосовали лишь 3% опрошенных. Зато здесь больше всего оказалось тех, кто надеется заработать себе имя (7% против 5,2% в Москве и 5% в провинции). Сильны в Питере и декадентские настроения: 8% опрошенных готовы всё бросить и уйти во фрилансеры или стать дауншифтерами. Для сравнения: в Москве таких набралось 4,7%, а в регионах – 4,8%.
Москвичи меньше, чем жители других регионов, заинтересованы в карьере ради карьеры (11,4% опрошенных). Но карьера ради конкретной цели – организации своего бизнеса или как способ получить контракт за границей – их интересует куда больше, чем представителей Питера или провинции (18,1% против 12% и 14,9% соответственно).
Диаграмма 2
Юг – за деньги, Дальний Восток – за интерес
Ещё интереснее картина по федеральным округам. Больше всего о деньгах думают представители Южного ФО (52,7%). Меньше всего материальным аспектом озабочены жители Урала и Северного Кавказа (по 26,7%).
Возможность участия в интересных проектах компании особо отметили более четверти всех опрошенных на Дальнем Востоке. А вот в Южном и Северо-Западном федеральных округах этому аспекту практически не придают значения (3,6% и 3,8% соответственно).
Продвижение по карьерной лестнице важнее всего для жителей Уральского ФО (30%), а вот в ЮФО на это обращают внимание лишь 10,9% респондентов.
О том, что самое важное – это завоевать себе имя, чаще других говорили на Северном Кавказе и на Дальнем Востоке (13,3% и 13% соответственно). А вот о своём бизнесе или о работе за рубежом как о конечной точке карьерного пути чаще задумываются на том же Северном Кавказе и на Урале (по 20%).
Всё бросить и заделаться фрилансерами или дауншифтерами больше всего готовы жители ЮФО (10,9%). А вот у представителей Дальнего Востока и Северного Кавказа таких мыслей не возникает. Впрочем, многие жители СКФО так и не смогли определиться с ответом (13,4%).
Таблица 1
Наш опрос показал, что амбиции двигают менее чем половиной наших респондентов. И всё же общая доля тех, кто настроен сделать карьеру, создать себе имя или обзавестись собственным бизнесом, достаточно велика – почти 40%. А вот работать в первую очередь ради интереса может себе позволить лишь десятая часть всех опрошенных. Ну и ещё один вывод: абсолютное большинство опрошенных склоняется к традиционной модели – полная занятость, работа по найму, планомерный карьерный рост. Идеи фриланса и дауншифтинга привлекают немногих.