«По блату»

Распечатать

«При мне служащие чужие очень редки; всё больше сестрины, свояченицы детки», – говаривал незабвенный Фамусов в хрестоматийной комедии Грибоедова «Горе от ума». С тех пор трудоустройство «по блату» никуда не делось. Многие руководители по-прежнему предпочитают брать на работу только «своих». Однако «свои» тоже бывают разные.

Вариант первый: позитивный

Во многих отраслях, особенно в тех, в которых профессиональный круг достаточно узок, такая практика – обычное явление. И оно вполне оправдано. В самом деле, представьте, что вам требуется новый сотрудник. Зачем тратить время на поиски, нанимать на работу «кота в мешке», когда на вашей прежней работе была замечательная девочка, которая отлично работала на этой самой должности, никогда не опаздывала и в ближайшие десять лет гарантированно не уйдет в декрет? Особенно часто такие мысли посещают тех, кто уже не раз обжёгся на «людях с улицы».

«Три года назад мы искали дизайнера. Успешный кандидат, пришедший по объявлению, потряс нас дважды: сначала – своими великолепными тестовыми работами, а потом – ужасающе выполненным первым заказом. Оказалось, что тестовые работы для него делала жена. Третий раз мы бросили клич по агентству, и наш копирайтер порекомендовал нам свою бывшую коллегу. Она до сих пор отлично у нас работает», – вспоминает арт-директор рекламного агентства Андрей СУББОТИН.

Главный аргумент противников этого способа поиска сотрудников – недобросовестность тех, кто хочет «пристроить» близкого человека. Однако, как показывает практика, в большинстве случаев эти опасения беспочвенны. Ведь, рекомендуя своего знакомого, мы как бы поручаемся за него, а кто захочет рисковать своей репутацией, поручаясь за бездаря, скандалиста или бездельника?

«Однажды мы таким образом поссорились с довольно близкой подругой. У меня уволилась напарница, и мы срочно искали замену. Услышав об этом, она как клещами в меня вцепилась: порекомендуй! Вот только я прекрасно знала, что работать она не любит, и не считает зазорным прибавить к четырём неделям отпуска ещё пяток больничных, которые выписывает её папа-врач. А мне за неё работать?!» – рассказывает редактор Кира АРСЕНЬЕВА.

Две стороны одной медали

«В наше время трудоустройство по знакомству – явление достаточно распространённое, несмотря на то, что компании стараются развиваться, ориентируясь на западную модель менеджмента. Тем не менее есть работодатели, которые всё ещё опираются на русский менталитет и практикуют приём сотрудников «по блату», – говорит старший консультант по подбору персонала, «АНКОР Медицина и фармация», г. Тюмень Валерия ДЖАНИЕВА.

По её мнению, у такого способа получить заветное место есть как плюсы, так и минусы; причём для всех участников процесса. С плюсами все понятно: компания экономит время и деньги на подбор специалиста, сотрудник получает «тёплое» место, лояльность руководителя, помощь в адаптации. Минусы, по словам Валерии, появляются не сразу, но зачастую они более очевидны, чем выгода от протежированного работника. «Это могут быть как несоответствие работника компетенциям, необходимым для должности, недовольство коллектива и конфликты внутри компании. Ну и, наконец, сотрудник может злоупотреблять своим положением, некачественно выполняя возложенные на него обязанности», – поясняет эксперт.

По мнению менеджера департамента Финансы и Бухгалтерия компании Michael Page Россия Максима ШЕСТАКА, «для работодателя преимуществом устройства сотрудника «по блату» станет некая зависимость одного работника от другого и их совместная ответственность друг перед другом и перед компанией: первый ручается за второго, второй не хочет подвести ни «приведшего», ни саму компанию. С другой стороны, наём сотрудника со стороны, никак не связанного с текущими сотрудниками, создаёт здоровую конкурентную среду в компании и слабую напряжённость в рядах сотрудников ввиду непредвзятости к новичку со стороны руководства». В худшем случае, по словам Максима, набрав команду сотрудников «по блату», работодатель рискует испортить отношения внутри коллектива либо попасть в ситуацию, когда сотрудники, зависимые друг от друга, покинут компанию все вместе.

Что же касается работников, попасть в компанию «по блату» – наиболее безболезненный и простой способ устроиться на работу: раз текущий сотрудник хорошо себя зарекомендовал, и к нему прислушиваются – значит, и новичок будет не хуже. Для некоторых работников трудоустройство «по знакомым» является чем-то зазорным, для других – наиболее вероятным, а то и единственно возможным способом найти работу как ввиду рыночных условий, так и ввиду малого опыта работы. Кстати, попытки трудоустроиться «по блату» наиболее распространены именно среди начинающих специалистов, уточняет Максим.

Вариант второй: негативный

Был такой старый анекдот. Отец молодого человека говорит своему другу-бизнесмену: возьми моего оболтуса к себе на работу. Тот отвечает: ОK, будет получать $10.000 и приезжать на службу на два часа в день. Отец поясняет: давать ему деньги я и сам могу; мне нужно, чтобы он работал по 10 часов в день как лошадь и за $500. Вздохнул бизнесмен и говорит: извини, друг, не могу; чтоб так работать, нужно высшее образование, аспирантура и минимум 5 лет стажа.

И в царские времена на госслужбе и в советские времена практически везде синекуры цвели пышным цветом. В самом деле, когда деньги не надо зарабатывать, когда их даёт царь-батюшка или госбюджет – почему бы не приспособить к кормушке родное дитятко или хорошенькую любовницу?

«Как в цехах – так все чужие, как в административный корпус зайдёшь – сын на брате сидит и дочкой погоняет», – вспоминает бывший инженер Валентина АЛЕКСАНДРОВА.

Новые времена внесли свои коррективы: ведь в большинстве организаций деньги бездельникам теперь приходится платить не из государственного кармана, а из своего собственного. Сыграло свою роль и сближение с цивилизованным миром: многие компании сегодня стремятся работать по западным стандартам, в том числе и при подборе персонала. Поэтому на частных предприятиях количество «родных человечков» резко пошло на убыль. Всё чаще деток берут на работу только тогда, когда они и в самом деле готовы и способны работать в компании. Иногда даже конкурс заставляют проходить – на общих основаниях.

А вот в госструктурах и на крупных «неповоротливых» предприятиях, мало изменившихся с советских времён, протекционизм до сих пор в ходу. «Метод найма работника по знакомству чаще всего наблюдается в крупных корпорациях, в секторе нефтяной и газовой промышленности, производстве, госструктурах. Реже можно увидеть протеже в международных компаниях FMCG-сектора», – говорит Валерия Джаниева.

Согласен с коллегой и Максим Шестак: «Исторически сложилось, что госслужба и компании с государственным участием – это те сферы, куда можно попасть «по блату». Именно здесь чаще всего встречаются «трудовые династии» и «семейные подряды». Эффективность деятельности сотрудников здесь проверяется формально, поэтому «усидеть» на месте в большинстве случаев можно всегда». Чего не скажешь о международных компаниях: привести «по блату» сына, брата, невестку, дочку будет достаточно трудно, ещё труднее – повлиять на результаты оценки сотрудника, утверждает Шестак.

Отношение к таким «блатным» – изначально негативное. «Но только в том случае, если не весь коллектив попал в данную компанию подобным образом», – уточняет Шестак. Если же человек мало того, что в компанию попал, минуя обязательный для всех остальных конкурсный отбор, но ещё свой функционал не выполняет, то, скорее всего, его постараются «выжить» с помощью вышестоящего руководства, которому прямо и доходчиво объяснят неэффективность сотрудника, считает Максим.

Если не получится – настоящие профи, обиженные подобной несправедливостью, начнут по одному покидать компанию, показывая несогласие с курсом руководства по отношению к «блатным». «А вот те, что спокойно выполняют свои обязанности «с 9 до 6», закроют на это глаза и будут ждать дня зарплаты, не сильно вдаваясь в распри борцов за справедливость», – продолжает эксперт. Правильный вариант поведения для каждого отдельно взятого человека свой, но если говорить об эффективности бизнеса в целом, то, по мнению Максима, подобный протекционизм приносит больше вреда, нежели пользы.

Юлия АНТАШЕВА, JOB.RU

Оставить свой комментарий

Пожалуйста, зарегистрируйтесь!

Вход | Регистрация