осознанно, а там, где хотите иметь рабов,
нечего рассчитывать на верность.
Тит Ливий, римский историк
Размышлениями о важности персонала для компании, взаимоотношениях руководителя и подчиненного, идеальном руководителе, официанте, разрушительном вреде чрезмерных амбиций делится Алексей Носков, директор пиццерии "Пиццамания".
- Прошло уже три года, как я приехал из Одессы. Сразу стал работать в холдинговой компании "Сигма". В ней тогда шла работа над новым проектом - открытием пиццерии. До этого я уже получил значительный опыт работы в ресторанном бизнесе. Одиннадцать с половиной лет назад начинал с должности официанта, затем был барменом. Сейчас понимаю, что полученные мною навыки в сфере обслуживания, уникальны. С одной стороны, вижу суть бизнес-процесса изнутри. Могу оценить его с позиции и работодателя, и сотрудника. Во-вторых, знаю, чем живет персонал. Опыт дал мне способность всесторонне осмысливать ситуации на работе и в жизни, что позволяет мне быть объективным в суждениях, видеть причины событий и предполагать их следствия, не абсолютизировать окружающие явления и собственные взгляды.
- Расскажите, чем ваше заведение отличается от пиццерий-конкурентов?
- Наша ставка делается на качество продукта. Стать лидером на рынке - это длительная стратегическая задача. К примеру, "Помидоров" уже пять, они выигрывают с точки зрения математики. Кредо бизнеса "Пиццамании" каждый клиент - гость в доме. Под словом "дом" следует понимать: наше дело, место приложения сил и желание реализовать собственные идеи. Поэтому следующий показатель отличия пиццерии - качество обслуживания. Согласитесь, посетив ресторан, человек оценивает не только кухню, но и совокупность таких составляющих, как атмосфера уюта, корректность персонала и многое другое. Вряд ли ему захочется прийти дважды в заведение, где нет душевности. В ресторанном бизнесе работа очень кропотливая, отношение работников к своему профессиональному делу должно быть щепетильным, важна каждая мелочь. И каждое нововведение в ресторанной индустрии подогревает интерес конкурентов в бизнес-среде.
- За время работы на топовых позициях в компании "Сигма" у вас сформировалось свое видение идеального руководителя?
Зарплата, статус, социальный пакет, депремирование - это лишь стимулы, которые позволяют закрепить внутренний мотив человека. Руководитель должен выстроить стимулы так, чтобы сотруднику было понятно соотношение личных и корпоративных целей. Тогда человек успешно выполняет поставленные задачи, гордится результатами работы.
- Как вы оцениваете чрезмерные амбиции руководителя?
- Амбиции руководителя хороши до тех пор, пока они не вступают в противоречие с нравственностью и этическими нормами. Если ради наживы руководитель пренебрегает гуманистическими принципами, использует любые способы с целью выгоды, то такие амбиции деструктивны и страшны.
- Чем, по-вашему, должен дорожить руководитель в отношениях с сотрудниками?
Необходимо слушать сотрудников, и главное - слышать их. С расширением масштаба компании это, конечно, выполнять сложнее. Но можно.
- Вы много рассказали об идеальном руководителе. А какими официантами может гордиться ваша пиццерия?
- Хороший официант способен презентовать блюдо так, будто сам лично его приготовил и очень гордится своим результатом. Он может идеально выполнить свою работу и остаться практически незамеченным. Но всегда оказывается рядом с гостями пиццерии, когда его услуги требуются. Другой важный навык - артистизм. Улыбка официанта часто создает настроение гостя, определяет, каким будет его заказ. Но по-настоящему ценное качество в работе с людьми - искренность и обаяние. Поэтому для нас идеальный официант - тот, кто с энтузиазмом, огоньком обслуживает посетителей, а не только обладает идеальной техникой. Не случайно нашей компании нравится работать со студентами. Именно они работают с искоркой. Их привлекает сам процесс общения с людьми, ребята зачастую более внимательны, отзывчивы, коммуникабельны. Конечно, компания обучает новичков технике работы, а иногда привлекает к обучению специалистов.
- Как, например, мне, человеку несведущему в ресторанном бизнесе, определить, хорош ли официант?
- Ответ прост: вы захотите посетить заведение снова. Не случайно есть официанты, которые имеют личную клиентскую базу - своих постоянных посетителей.
- Каковы планы вашей компании?
Компания понимает, что одним из базовых ресурсов в бизнесе являются люди. Мы всегда рады работать и с квалифицированными, и с еще неопытными сотрудниками, желающими стать специалистами.