Где ваши манеры?

Распечатать

Подбор персонала по нормам делового этикета

Положение эйчара — как между молотом и наковальней. С одной стороны — руководство компании требует качественно и в срок закрывать множество позиций. С другой — кандидаты, каждый из которых жаждет внимания, понимания и особого отношения. Соблюсти пожелания первых и не обидеть вторых — непросто, но, как оказалось, все же реально...

Любой уважающий себя эйчар должен разбираться как минимум в трех вещах — знать трудовое законодательство, понимать тонкости человеческой психологии и, конечно, владеть навыками делового этикета.

Бесспорно, для всех сотрудников современных компаний безупречные манеры — обязательное условие эффективной работы. Но с эйчаров спрос особый. Менеджер по подбору персонала является лицом компании, и нередко решение кандидата о работе в организации строится под впечатлением от знакомства именно с этим специалистом. Следовательно, любые огрехи в поведении эйчара (опоздания, невежливое обращение, вторжение в личную жизнь) могут существенно повлиять на кадровый состав организации — ценные специалисты будут обходить «хамовитую» компанию стороной.

Первый звонок

Общение эйчара с кандидатом, как правило, начинается с телефонных переговоров. Цель беседы — получить дополнительную информацию о соискателе, максимально его увлечь и заинтересовать открытой позицией.

Разумеется, многозначительные паузы или неловкое «мычание» в телефонной трубке — не самые лучшие способы произвести впечатление на кандидата. В связи с этим эксперты рекомендуют всегда предварительно готовиться к беседе: определить содержание разговора, наметить список вопросов.

Далее директор по развитию «Кадрового центра Эксперт» Вадим Устюжанин советует обратить внимание на время звонка: «Существуют определенные временные рамки, раньше или позже которых звонить невежливо. Случается и такое, что кандидат указывает в резюме просьбу не звонить в определенные часы. Естественно, к этой просьбе необходимо отнестись уважительно, так как у человека, по всей видимости, есть на то веские причины. Представившись, нужно спросить кандидата о том, удобно ли ему разговаривать в данный момент. Несоблюдение этого правила является грубейшей ошибкой».

При этом, даже получив положительный ответ, не стоит рассчитывать на беседу продолжительностью в 20–30 минут. Деловой телефонный разговор не должен быть длинным — лучше всего, если он займет около 5–7 минут.

«Договариваясь о встрече, важно предоставить кандидату все необходимые ориентиры для того, чтобы он нашел офис: контактный телефон, адрес, схему проезда, — комментирует Полина Воронкина, консультант по подбору персонала направления «Логистика» холдинга «АНКОР». — Необходимо предупредить и о том, сколько времени соискатель должен будет запланировать на встречу».

Юлия Пахомова, начальник отдела подбора, оценки и адаптации ОАО «Пивоваренная компания «Балтика», отмечает, что важную информацию полезно продублировать на электронную почту, а при телефонном звонке иметь под рукой схемы проезда и необходимые номера телефонов.

Вредные советы от Ильгиза Валинурова, президента корпорации Business Connection:

  • Вы — опытный рекрутер? Провели уже более 100 собеседований? Круто! Есть смысл не только отметить юбилей, но и пересмотреть принципы своей работы: теперь совсем не обязательно внимательно изучать резюме перед собеседованием. Ну и что, что кандидат не знает французского языка, а его знание в вашей компании — необходимость? Вдруг кандидат обладает сверхъестественными способностями и выучит его за ночь?
  • Кандидат живет на «Теплом стане», а ваш офис — на «Речном вокзале»? Зачем обращать внимание на подобные мелочи, если к вам кандидаты приезжали даже из Новосибирска? У претендента появится ежедневно дополнительных три часа, которые он будет проводить в метро. Прекрасная возможность повысить свою квалификацию, изучая профессиональную литературу!
  • Соискатель работал в лучших западных компаниях, а у вас серая схема выплаты зарплаты? Приглашайте его обязательно! Должен же кандидат когда-то понять российские реалии ведения бизнеса, а то так и останется неучем...
  • Кандидат ориентируется на доход от 100 тысяч, а ваша компания может предложить максимум 50? Приглашайте! Вы же знаете, что доход 50 тысяч в вашей компании — это больше, чем 100 тысяч в любой другой.
  • Кандидат претендует на должность логиста? Но на должности менеджера по продажам в вашей компании вполне могут пригодиться его навыки. Смело зовите на собеседование!
  • Приглашая кандидата на собеседование, ни за что не рассказывайте ему про функционал. Иначе он подготовится к интервью и с легкостью пройдет его.
  • Ни в коем случае не предупреждайте кандидата о необходимости взять с собой документы и тем более не рассказывайте о сложной проходной системе у вас в офисе. Пусть это будет его первым испытанием. У вас должны работать только те, кто не боится трудностей!
  • Хотите сразу понять, насколько претендент мотивирован на работу в вашей компании? Тогда за полчаса до встречи позвоните ему и перенесите собеседование на следующий день. Подходящий кандидат сразу согласится на ваше предложение и будет думать о вас как об очень занятом и серьезном рекрутере.

Что такое этикет — это каждый понимал по-своему...

Одна из самых главные ошибок эйчара на собеседовании — это явная оценивающая позиция по отношению к кандидату: «А ну-ка, докажи, покажи, расскажи». Каждому менеджеру по подбору персонала необходимо помнить, что во время интервью не только он оценивает кандидатов, но и кандидаты присматриваются к компании. И здесь всем важно быть на высоте.

Чтобы сразу исключить все возможные «накладки», Полина Воронкина советует заблаговременно готовиться к встрече с кандидатом: «Рекрутеру следует внести интервью в свой график и забронировать переговорную/отдельный кабинет для собеседования».

«Не забывайте, что готовиться к интервью нужно не только соискателю, но и эйчару, — продолжает Юлия Пахомова. — Ознакомьтесь заранее с резюме: читать его впервые прямо на собеседовании — проявление крайнего неуважения. Обязательно еще до собеседования составьте список вопросов».

На случай, если возникнут непредвиденные обстоятельства или придется отменить интервью, Полина Воронкина советует как можно раньше оповестить об этом кандидата: «Если же кандидат уже приехал на встречу, но рекрутеру необходимо задержаться в силу какого-то форс-мажора, то соискателя нужно проводить в переговорную, предложить чай или кофе, предоставить буклеты, справочную информацию о компании», — советует эксперт.

«В начале встречи полезно обозначить общую структуру интервью и далее придерживаться этой структуры, одновременно отслеживая время, — комментирует Полина Воронкина. — Если кандидат начинает чрезмерно подробно рассказывать о чем-то, что сейчас не так важно и актуально, то можно деликатно сказать, что время ограничено (например: «Это очень интересно, но, к сожалению, сейчас у нас очень мало времени, поэтому расскажите, пожалуйста, прежде всего о…»). Вопросы и их формулировки должны быть корректными».

Очень важно, по мнению Анны Васильевой, заместителя руководителя службы организационного развития и HR компании i-Free, во время собеседования донести до кандидата главное, чем характеризуется компания. При этом наравне с позитивными моментами необходимо честно рассказать и о тех сложностях, с которыми может столкнуться кандидат.

Подводя итоги встречи, Полина Воронкина рекомендует договориться о дальнейших шагах: «Если вы уже на собеседовании решили, что хотите продолжить общение с кандидатом, то следует обозначить хотя бы примерные сроки появления новой информации и договориться, кто и когда будет звонить».

«Ни в коем случае не обещайте позвонить, если не собираетесь этого делать, — настоятельно рекомендует Юлия Пахомова. — Фраза «Мы позвоним в течение недели, если будем довольны итогами нашей встречи» вполне допустима».

Анна Васильева на примере компании i-Free рассказала об организации обратной связи с кандидатами: «Обычно через день или два после собеседования HR-менеджер звонит кандидату, чтобы сообщить о принятом решении, и либо благодарит за участие и объясняет, почему он и вакансия «не совпали», либо приглашает на следующее собеседование — чтобы обсудить организационные моменты. А иногда мы предлагаем человеку рассмотреть другую вакансию — ту, которая, с нашей точки зрения, подходит ему больше».

Вредные советы от Ильгиза Валинурова

  • Если каким-то образом кандидат все же пробрался в ваш офис, то как минимум попросите его подождать. Это позволит ему освоиться в вашей компании, а кроме того, прождав вас час или более, он будет гораздо более мотивирован. Теперь он точно не уйдет от вас без работы. Любой работы! А ведь вам именно этого и нужно!
  • Ни в коем случае не предлагайте кандидатам чай или кофе. Подобное предложение сразу наведет соискателей на мысль, что в вашей компании можно что-то получить на халяву. Опытный рекрутер должен поступить иначе. Сначала предложите кандидату чай/кофе, а затем скажите, что, к сожалению, все закончилось и есть только водопроводная вода. Это хороший тест для кандидата. Если кандидат согласится, то по итогам собеседования ему можно будет предложить минимальную зарплату. Если откажется, то проявит брезгливость и своеволие. Это значит, что в будущем вам не удастся свесить на него всю рутинную, черновую, срочную работу. Подумайте, нужен ли вам такой сотрудник?
  • С начале 90-х годов, когда мало кто отправлял свое резюме по электронной почте, сохранилась традиция просить кандидата заполнять анкетную форму из четырех листов. Пусть и ваши кандидаты заполняют подобные анкеты. Это покажет, что ваша компания очень надежна и чтит традиции прошлого века.
  • Если кандидат прошел все предварительные этапы, то пора бы определиться с местом для собеседования. Лучше всего для этих целей подходит ресепшн — здесь соискатель сразу сможет почувствовать динамику вашего бизнеса. Все диваны заняты? Не беда, посадите кандидата на тумбочку! Соискатель сразу заметит, что в вашей компании работают самые находчивые сотрудники, которые с легкостью выходят из любых ситуаций.

На заметку

Безусловно, работа эйчара — не из легких. Ведь взаимодействие с людьми каждый раз требует индивидуального подхода, особого терпения и деликатности (в отличие от работы, например, с сервером, программным кодом или бухгалтерским балансом).

И хочется надеяться, что соблюдение всех этих несложных правил (вкупе с профессионализмом и доброжелательностью) помогут рекрутерам максимально эффективно проводить собеседования с любыми кандидатами.

Источник: Rabota.ru

Оставить свой комментарий

Пожалуйста, зарегистрируйтесь!

Вход | Регистрация