Как стать хорошим режиссером с нуля? Опыт Андрея Загидуллина, режиссера

Распечатать

«Талантливый молодой челябинский режиссер Андрей Загидуллин в 25 лет без связей, профессионального образования и денег «пробил» себе дорогу в мир кино. Невероятно, скажете вы? Но – факт!»

Его первая малобюджетная короткометражка «Наблюдатель» была показана на кинофестивале «Кинотавр», а фильм «Красная коробка» получил гран-при кинофестиваля «Pulton Picture Show» в Нью-Йорке, в июле 2011-го он же признан лучшей режиссерской работой на фестивале «Киногород Метрополис под Петербургом. Именно там проходил второй международный Кинофорум с участием ведущих звезд мирового кино.

Пару лет назад в успех целеустремленного начинающего режиссера верил только он сам и близкие люди. Остальные же «крутили пальцем» у виска, услышав о планах Андрея. Какие новые творческие проекты в ближайшее время начнет реализовывать челябинский режиссер, нужен ли творческому человеку бизнес-план, как начать снимать свое кино с нуля? Своей точкой зрения на то, что самое главное в режиссерском ремесле, как стать хорошим режиссером с нуля, Андрей Загидуллин поделился в эксклюзивном интервью с читателями портала job-way.ru»
 

 
  • 2011 г.: короткометражный фильм «Красная коробка», лучшая режиссерская работа, кинофестиваль «Киногород Метрополис», г. Санкт-Петербург.
     
  • 2010 г.: короткометражный фильм «Красная коробка», гран-при кинофестиваля PutIton Picture Show, г. Нью-Йорк, США.
     
  • 2009 г.: музыкальный видеоклип «Иней», победитель крупнейшей музыкальной премии International Music Video Awards, г. Лос-Анджелес, США.
     
  • 2009 г.: короткометражный фильм "Наблюдатель", дипломом XX-го открытого российского кинофестиваля "Кинотавр".

– Как прошел фестиваль «Киногород Метрополис» в Питере?

– Мне жутко понравилось, потому что фестиваль превзошел ожидания всех, кто там был. Мы думали, что это будет небольшое событие, на самом же деле состоялся большой фестиваль, полностью посвященный «короткому метру» на втором международном Кинофоруме. Было очень серьезное жюри, в состав которого вошли «топовые» режиссеры, в том числе и сам руководитель проекта «Киногород Метрополис», президент жюри Александр Сокуров. И самое главное – все прошло довольно просто, без излишнего пафоса. Можно было запросто общаться, задавать вопросы известным режиссерам, чем многие ребята и пользовались. Отмечу только, что закрытие Кинофорума было очень пафосное: всех победителей повезли в лимузинах в Михайловский театр на кортеже с «мигалками», и мы прошли по «красной дорожке». (Улыбается.)

– С какими звездами кино тебе удалось пообщаться?

– Это известные продюсеры и режиссеры: мы поговорили с Сокуровым, пообщались со сценаристом Дуней Смирновой.

– Как бы ты сам оценил уровень работ твоих коллег-режиссеров?

– На конкурс было представлено 15 фильмов со всей страны и СНГ и все они из Интернета. Я бы их разделил на 2 категории: откровенно любительские, но талантливые фильмы и откровенно профессиональные короткометражки, которые ничем не уступают вещам, сделанным, например, во ВГИКЕ студентами. Хотя, по сути, профессионального образования в полном смысле этого слова нет ни у кого из нас. Некоторым работам не хватало мастерства и знаний. Они талантливые, но без ремесла, без знания профессии, другая же часть фильмов отснята абсолютно грамотно.

– К слову, о профессии. Насколько я знаю, по образованию ты не режиссер, а PR-специалист. Когда пришло осознание того, что хочешь стать режиссером, а не «пиарщиком»?

– Думаю курсе на четвертом. Причем я всегда знал подсознательно, что буду заниматься другим делом, просто поступить в ЮУрГУ меня убедили родители. Очень скоро я понял, что PR – это не мое ремесло, мне была интересна режиссура, поэтому с 4 курса вуза я начал свои попытки пробиться в мир кино. А, в общем-то, я с детства хотел быть режиссером, с тех пор, как отец принес домой любительскую камеру. Я пробовал тогда снимать всякие мультики с друзьями, вот тогда в 10 лет и родилась моя мечта.

– С чего начал попытки пробиться в мир кинематографа?

– Начал традиционно, как пытаются начать многие – попытался поступить во ВГИК, но не прошел по конкурсу, а потом не прошел по конкурсу на высшие курсы сценаристов и режиссеров (Смеется.) – это второе по значимости высшее учебное заведение после ВГИКа. Тогда я подумал и решил: если ребята меня даже за деньги не хотят учить, то я научусь всему сам. «Нарыл» кучу разных книжек, скачал нужную литературу из Интернета, всякое обучающее видео. А потом снял свой дебютный фильм – это был такой клаустрофобичный триллер. Мы его снимали в стенах ЮУрГУ, кстати. «Наблюдатель» нами делался без денег, на голом энтузиазме, в свободное от основной работы время, на полупрофессиональную видеокамеру и короткометражка стала первым шажком в мир кино. Фильмом я до сих пор очень доволен и рад, что с ним так все удачно сложилось, он даже на «Кинотавре» побывал. С тех пор я зарабатываю на жизнь только как режиссер, делал разные проекты, клипы, короткометражки, рекламу…

– Сам продвигал свои картины?

– На фестиваль продвинуться получилось довольно просто: отправили работу по Интернету и все. Журнал «Русский репортер» проводил конкурс, который назывался «Город РР», цель этого конкурса была найти лучшие фильмы, снятые в нашей стране и показать их на «Кинотавре». Из сотен заявок фильм «Наблюдатель» прошел отбор и попал в тройку финалистов.

– Есть ли у тебя команда? С чьей помощью удавалось реализовать свои творческие идеи?

– Группа первого фильма состояла всего из двух человек – меня и оператора. Я сам монтировал короткометражку, сам сводил звук, делал цветокоррекцию, а оператор Артем Соломенин делал спецэффекты в After Effects, в общем, была суперминималистичная команда с двумя актерами.
Вообще считаю, со всеми толковыми ребятами в Челябинске, я поработал. Их там не так уж и много: сотрудничал со всеми толковыми операторами, со всеми монтажерами, звукорежиссером. Следующий фильм «Коробка» уже имел свой бюджет, поэтому и команда разрослась. Над третьим фильмом «Понимание» работала, на мой взгляд, уже профессиональная команда, где каждый – специалист своего дела.

– Есть ли у тебя эталон среди известных российских или зарубежных режиссеров?

– Есть, но подражать бы я никому из них не хотел. Мои любимые режиссеры – Стенли Кубрик, Пол Верховен, Дэвид Кроненберг, Джон Карпентер. Мне нравится Оливер Стоун, Дэвид Линч. Из наших очень люблю Звягинцева, Балабанова. Но, кроме того, что мне многое нравится, в кинематографе есть многое, что мне не нравится, например, наш российский киношный мейнстрим. В общей массе, слишком много случайных людей в профессии, которые делают «шлак» – он подрывает доверие зрителя. Это вредно для индустрии.

– Как ты считаешь, на режиссера можно выучиться или им нужно родиться? Каковы обязательные критерии для этой профессии?

– Я думаю, обязательный критерий один – это собственное желание! Если у тебя горят глаза и есть страсть сделать что-то клевое в сфере кино, съемок, то это – самое главное. В мире не так много хороших учебников по режиссуре – всего несколько штук. Причем один из них написан в нашей стране 60 лет назад Кулешовым, и его до сих пор все читают. Поэтому, думаю, прочитать пару книжек по операторскому, сценарному искусству, по монтажу не сложно. Если есть желание, то доступ к информации всем открыт. А дальше нужно постоянная практика. Нужно начать с малого: собрать съемочную группу небольшую, можно привлечь друзей, знакомых, попытаться написать сценарий. Попытаться его поставить и отсюда уже двигаться дальше. Нет ничего невозможного! Я никому не советую поступать ни на какие курсы: если у тебя есть деньги, чтобы заплатить за курсы – лучше сними на них короткометражный фильм. От этого будет намного больше пользы, чем когда тебе вручат корочку и скажут: «А дальше давай-ка сам!». Когда мне начинают возражать и говорить, что курсы – это связи, я всегда отвечаю: настоящие связи и полезные знакомства завязываются на кинофестивалях, а туда можно попасть только, сняв свое кино. Много ли людей, окончивших специальные курсы, стали потом режиссерами? Единицы. Как показывает практика, часть из них уходит в сериалы, часть – в рекламу, часть уходит из профессии навсегда. Не надо думать, что крутой вуз – это путевка в мир кино.

– Ты сейчас все секреты рассказал нашим читателям, не боишься конкуренции? Вдруг теперь кинутся кино снимать?!

Я так не думаю. (Улыбается.) Говорят, что сейчас в мире кино дикая конкуренция. На самом деле это не так. Согласен, что много актеров, но режиссеров катастрофически мало! И этот дефицит качественных проектов ощущается на экране, когда показывают наше русское кино. Зачастую то, что нам показывают, – это лучшее из того, что есть. А лучшее из того, что есть у нас, если сравнить с другими проектами в мировом кинематографическом пространстве, это просто «нормально». Но никак не «лучшее».

– Ты мейнстрим имеешь в виду?

– Да, так как с арт-кино у нас все в порядке, есть очень много хороших «артовых» режиссеров, есть громкие имена. Я сейчас именно про массовое кино, мейнстрим говорю – вот с ним, считаю, большая беда. Нет, к сожалению, в России десятков тысяч молодых парней с горящими глазами и пачкой сценариев в кармане. Суди сама, сколько там сценариев прислали на питчинг «Кинотавра» в прошлом году? 60 штук? А нас в стране 140 миллионов человек! В российской киноиндустрии сейчас те, кто оказался в нужное время, в нужном месте. У нас нет реальной конкуренции, когда сильный фильм одерживает победу над более слабым проектом, более талантливый режиссер выходит вперед, а менее талантливый отсеивается. Наша киноиндустрия пока еще не «встала на ноги». А побеждать должны сильнейшие, а не просто те, кто «есть рядом».

– Может быть, у наших молодых талантов не хватает уверенности в себе?

– Вполне возможно. У наших людей вообще есть убеждение: «Да чего мы можем здесь, в провинции? Все равно никуда не пробиться, лучше буду сидеть на лавочке до конца своих дней». Я считаю, это неправильно!

– Как, кстати, в Москве относятся к режиссерам из провинции?

– Все те, с кем я там встречался, были, в основном, из провинции. (Смеется.) Я считаю так: все эти «ма-а-асковские понты» есть у тех людей, которые на самом деле ничего собой не представляют. Какие-то пафосные менеджеры среднего звена, продавцы в салонах сотовой связи, хозяева квартир, сдающихся в аренду. Общаясь с известными людьми, я ни у кого не заметил малейшего намека на высокомерие по отношению к другим – это абсолютно открытые, деловые, готовые к сотрудничеству люди, без всякой «звезды в голове». Если человек что-то стоит по настоящему, он не будет пренебрежительно относиться ко всем вокруг. Чем меньше ты собой представляешь, тем больше у тебя пафоса.

– Желание поступить во ВГИК еще осталось?

– Я никогда не буду поступать во ВГИК. Считаю, что режиссер должен развиваться самостоятельно. Фильмы ведь сначала в голове снимаются. И улучшить то, что ты снимаешь, можешь опять-таки только сам. Поэтому считаю, что учиться надо на съемочной площадке, а не во ВГИКе.

– Принимаешь в свою команду людей на практику? Вдруг кто-то захочет уже у тебя чему-то научиться?

– Я всегда открыт для контакта, пожалуйста, без проблем! Как только я начну снимать новое кино, рад буду любой помощи: и специалистам, и новичкам, если они талантливые ребята с желанием работать и расти профессионально.

– Ты составляешь обычно какие-то годовые планы или снимаешь фильмы спонтанно?

– Нет, что ты… У меня есть план лет на 8 вперед. И каждый раз, когда какие-то пункты этого плана не выполняются, я начинаю нервничать и слегка расстраиваться. Поэтому я о своих планах старюсь не распространяться. Однако у меня серьезная программа по съемкам и, в первую очередь, это полнометражное кино.

– Мечта снять что-то грандиозное есть?

– Конечно, есть… Я нигде еще ее не озвучивал. Она у меня появилась еще 3 года назад, но тогда все крутили пальцем у виска и говорили, что я больной, но сейчас уже так не говорят. У меня есть конкретная цель: я хочу интегрироваться в мировое кинематографическое пространство!

– Ого! Расшифруй!

– Это значит, что я хочу состояться как профессиональный режиссер игрового кино, но я не хочу, чтобы мое кино «умерло» в рамках нашей страны. У нас очень много снимается арт-фильмов, снимается мейнстрим, который смотрят только в нашей стране. Получается, что есть много фильмов, которые снимаются в России, для России и забываются они в России. Вот этого бы я не хотел. В то же время есть режиссеры, такие как Бодров, Кончаловский, Бекмамбетов, которым удалось состояться и вне российского пространства.

– В будущем ты планируешь еще снимать короткий метр?

– Нет, короткометражка – это то, с чего обычно начинают, И дальше я не хотел бы делать короткометражки, потому что все, что я хотел снять в этой форме, я снял.

– У всех творческих личностей в истории была своя муза. Есть ли такая муза у тебя?

– Если честно, я себя к по-настоящему творческим натурам не отношу. Но муза у меня, безусловно, есть, и это – моя жена. Она и моя муза, и мой главный редактор. (Улыбается.) Она «фильтрует» все мои проекты на выходе, редактирует сценарий, я с ней всегда советуюсь и считаю, что это очень важно, когда рядом есть близкие люди, которые тебя всегда поддержат. Мой самый близкий человек – моя жена.

– Насколько я знаю, вы с «музой» с первого курса универа вместе?

– Ну да, познакомились при поступлении, учились в одной группе, и нас всегда все видели только вместе: в универ – вместе, в бар – вместе, живем – вместе и очень породнились. Многие наши друзья разбежались, а мы – нет, женаты уже 5 лет, и дочке 3 года. Жена прошла со мной все стадии: от крайнего «дебилизма» до подъема – я очень менялся на ее глазах, и спасибо ей за терпение и поддержку.

– Какие планы на ближайшее будущее?

– Я очень надеюсь, что это будет не короткометражка и что удастся запустить большое кино. Я уверен, что это случится рано или поздно, но хочется, чтобы раньше. (Смеется.) У меня есть четыре полноценных сценария, уже готовых к запуску: два из них – это артхаусное кино, два других, на мой взгляд, – адекватный мейнстрим, который я давно хотел отснять. Сейчас большинство массовых фильмов нарочито «карамельные», сделаны для того, чтобы посмотреть и через два часа забыть. Думаю, зрители уже устали от многочисленных ремейков советских картин. Мне хочется сделать другой мейнстрим, чуть более интеллектуальный и чтоб за душу брало, было сопереживание персонажам. И если это получится, то будет круто!

 

Беседовала Оксана Кувакина
специально для job-way.ru

Оставить свой комментарий

Пожалуйста, зарегистрируйтесь!

Вход | Регистрация