Явление конкуренции оценивается неоднозначно. Кто-то считает, что здоровая конкуренция необходима для эффективной рыночной экономики; кто-то уверен, что конкуренция по определению не может быть здоровой. Как бы то ни было, конкуренция между компаниями — одно дело, но ведь в компаниях работают люди, которые выстраивают свои отношения с коллегами. Что происходит, если коллеги находятся «по другую сторону баррикад»? Способны ли интересы компании повлиять на личные взаимоотношения?
Ответы на эти вопросы постаралась найти служба исследований компании Headhunter 20-24 декабря 2010 г.
Итоги:
- 90% респондентов относятся к конкурирующим компаниям положительно или нейтрально;
- 64% работников, принявших участие в опросе, с удовольствием пригласили бы конкурентов на корпоративные мероприятия, из них 10% уже это делали;
- сотрудники-мужчины чаще дружат с коллегами из конкурирующих компаний, чем женщины.
Подавляющее большинство сотрудников ощущают жесткую конкуренцию со стороны других компаний. Лишь 5% респондентов не знают или не считают, что их предприятие далеко не единственное в своем сегменте.
Есть ли у вашей компании конкуренты?
Более половины опрошенных не считают свою компанию ни лидером, ни аутсайдером, подразумевая, что они находятся «где-то посредине». 30% опрошенных полагают, что их компания, без сомнения, лидер на рынке. 10% респондентов настроена пессимистично: они уверены, что работают в компании-аутсайдере.
Какое место занимает каша компания среди конкурентов?
В целом респонденты относятся к конкурентам компании достаточно позитивно: 30% уважают конкурентов своей компании, и 60% не склоняются ни к позитивной, ни к негативной оценке. Отрицательно относятся к конкурентам компании только 14% опрошенных.
Как вы относитесь к конкурентам вашей компании?
Большинство сотрудников все равно интересуются общим положением дел на рынке, который представляет их компания. 84% опрошенных следят за экономической жизнью конкурентов. 54% опрошенных стараются узнать о состоянии бизнеса конкурирующих компаний, а 49% интересуются активностями и другими событиями. Почти четверти респондентов интересно узнать, как у конкурентов обстоят дела с прибылью. А 18% следят за жизнью отдельных персон компаний-конкурентов.
Интересуетесь ли вы конкурентами вашей компании?
Половина опрошенных затруднились сказать, были ли в их компании случаи инициирования промышленного шпионажа. Только 12% опрошенных отметили, что такие случаи были. Как правило, они сводились к созданию собственного продукта на базе украденных у конкурентов технологий (от мебели до ПО); или к корректированию собственной ценовой и бизнес-политики на основе данных о стратегии конкурентов.
Прибегала ли ваша компания когда-либо к промышленному шпионажу?
Неизвестно, с чем это связано — с тем, что этого требуют приличия, с возможностью шпионажа или с искренним проявлением дружеских чувств — но более половины опрошенных могли бы пригласить конкурентов их компании на день рождения (или другое событие) компании. Зато 36% ни за что бы так не поступили. 10% опрошенных уже имели опыт приглашения конкурентов на различные праздничные мероприятия, организуемые их компанией.
Могли бы вы пригласить основных конкурентов вашей компании на день рождения (или другое знаковое событие) компании?
У 40% респондентов есть друзья в конкурирующих компаниях. Интересно, что мужчины чаще дружат с коллегами из компаний-конкурентов, чем женщины.
Есть ли у вас друзья в компаниях-конкурентах?
25% опрошенных, которые дружат с коллегами из конкурирующих фирм, делятся с ними событиями в жизни компаний, однако это на их дружбу не влияет. Половина респондентов старается не обсуждать дела компаний, в связи с чем на их дружбе конкуренция компаний не отражается. Рабочие вопросы с конкурентами обсуждает четверть опрошенных