Немонетарная мотивация сегодня: ожидания специалистов и действительность

Распечатать

Персонал - это фундамент любой организации. И чем выше квалификация персонала и приверженность его к компании, тем тверже бизнес стоит на ногах, тем он нерушимей, стабильней и развивается согласно плану и стратегии компании.

Квалификацию сотрудника можно оценить в момент его приема на работу и проверить правильность произведенной оценки в период испытательного срока.

Приверженность сотрудника к компании играет не менее важную роль, чем его профессиональные качества. Только преданный компании сотрудник ориентирован на длительный срок работы в ней, на реализацию своего рабочего потенциала и использование профессиональных навыков на 100%.

Только правильное стимулирование может сформировать приверженность сотрудника к компании.

Было время, когда основным и единственным инструментом конкурентной борьбы компаний за трудовые ресурсы была заработная плата, т.е. так называемый материальный стимул.

Ситуация изменилась. В качестве примера трудового ресурса рассмотрим самую востребованную на данный момент профессию - менеджер по продажам.

В связи с бурным расширением за последние несколько лет рынка торговых организаций в России, в частности в городе Челябинске, потребность в квалифицированных специалистах в сфере продаж резко возросла. Ситуация на рынке труда на данный момент следующая: на одного менеджера по продажам приходится три и более предложений по работе, основная причина этого - отсутствие достаточного количества специалистов в сфере продаж. Соответственно, встает вопрос: каким образом в данных условиях рынка привлечь успешных специалистов, а главное удержать их в штате компании?

В условиях обострения конкурентной борьбы за персонал заработная плата уже не является основным и единственным орудием завоевания трудовых ресурсов (учитывая еще и тот факт, что составляющей зарплаты большинства менеджеров по продажам являются проценты от вырученных сумм, и следовательно, уровень их доходов зависит от личной инициативы и активности).

При борьбе за трудовые ресурсы основной задачей компании становится удержание ценного сотрудника, при этом используются разнообразные методы стимулирования. В условиях сегодняшнего рынка специалисты при выборе места работы все чаще выдвигают требования относительно компенсационного пакета. Нематериальное стимулирование становится все более востребованным и актуальным.

"Нематериальное стимулирование", "неденежная мотивация", "немонетарная мотивация" - эти понятия будем использовать в данном контексте как идентичные, понимая их как совокупность факторов, побуждающих желательное трудовое поведение сотрудников в компании (это понятия, не включающие такие составляющие, как заработная плата, гарантии и льготы, предусмотренные ТК РФ).

Методов нематериального стимулирования достаточно много, и в большинстве компаний они используются в большей или меньшей степени. Однако, как показывает статистика, многие специалисты не могут однозначно ответить на вопрос о том, существует ли на их предприятии какая-либо устойчивая система немонетарной мотивации. Почему так происходит? Могут быть три основные причины:

  • Достаточно часто специалисты плохо осведомлены о спектре существующих программ нематериального стимулирования, даже на своем предприятии. (Это связано с тем, что о многих программах они узнают только тогда, когда сами попадают в поле их действия. Например, когда требуется дотация на лечение, материальная помощь в чрезвычайных обстоятельствах).
  • Некоторые наиболее распространенные методы нематериального стимулирования воспринимаются сотрудниками как некий обязательный атрибут компании, и срабатывает эффект привыкания.
  • Неактуальность программ немонетарной мотивации для тех сотрудников, к которым они применяются. (Для разных специалистов востребованными являются различные составляющие компенсационного пакета, это зависит от направления деятельности компании, специфики построения работы, графика рабочего дня, половозрастных показателей специалистов и др. факторов).

В качестве примера рассмотрим четыре мотивационных пакета: 1) желаемый мотивационный пакет менеджеров по работе с регионами; 2) желаемый мотивационный пакет менеджеров по продаже в офисе; 3) желаемый мотивационный пакет торговых представителей (менеджеры активных продаж); 4) реальный мотивационный пакет менеджеров по продаже на рынке города Челябинска.

1. Желаемый мотивационный пакет менеджера по работе с регионами.

Специфика работы такого специалиста заключается в следующем: менеджер по работе с регионами занимается продажей продукции по России и СНГ (70% своего рабочего времени он проводит в офисе за телефонными переговорами с клиентами, 30% рабочего времени - в командировках). Как правило, данную позицию занимают мужчины в возрасте от 24 до 35 лет.

Компенсационный пакет, указанный специалистами как желаемый:

  • Оплата сотовой связи
  • Оплата ГСМ (командировки в регионы)
  • "Белая" заработная плата
  • Тренинги, корпоративное обучение
  • Корпоративные мероприятия
  • Медстраховка
2. Желаемый мотивационный пакет менеджера по продаже в офисе.

Специфика работы такого специалиста заключается в следующем: менеджер по продажам в офисе занимается продажей продукции по городу и области (80% своего рабочего времени он находится в офисе, ведя телефонные переговоры с клиентами, 20% рабочего времени тратится на личные встречи с клиентами). Как правило, данную позицию занимают женщины в возрасте от 22 до 35 лет.

Компенсационный пакет, указанный специалистами как желаемый:

  • Оплата сотовой связи
  • Предоставление корпоративного транспорта
  • Частичная или полная компенсация отдыха детей
  • Корпоративные мероприятия
  • Подарки детям к Новому году и другим праздникам
  • Медстраховка
  • "Белая" заработная плата
3. Желаемый мотивационный пакет торговых представителей (менеджеры активных продаж).

Специфика работы такого специалиста заключается в следующем: торговый представитель занимается продажей продукции по городу и области (70% рабочего времени проводит в разъездах по городу и области, переговорах с клиентами, поиске новых потенциальных клиентов, 30% рабочего времени - в офисе на телефонных переговорах). Как правило, данную позицию занимают мужчины в возрасте от 24 до 30 лет.

Компенсационный пакет, указанный специалистами как желаемый:

  • Оплата ГСМ и амортизации
  • Оплата сотовой связи
  • Тренинги, корпоративное обучение
  • Дополнительные выходные
  • Корпоративные мероприятия
  • Медстраховка
4. Реальный мотивационный пакет менеджеров по продаже на рынке города Челябинска.
  • Оплата сотовой связи
  • Оплата ГСМ
  • Медстраховка
  • Тренинги, корпоративное обучение
  • "Белая" заработная плата (полностью или частично)

Если сравнить все эти четыре мотивационных пакета, то мы увидим, что желаемый и реальный мотивационные пакеты не совпадают по многим пунктам. Это происходит потому, что во многих компаниях при создании мотивационных программ не учитываются: специфика работы специалиста, его потребности, половозрастные показатели и другие факторы.

Также следует учитывать, что приведенный реальный мотивационный пакет используется далеко не во всех компаниях.

Немонетарная мотивация на данный момент является одним из самых эффективных инструментов в конкурентной борьбе за квалифицированный персонал. В компаниях, где существует устойчивая система нематериального стимулирования, ориентированная на потребности работающих специалистов, значительно ниже процент текучести кадров и выше производительность труда. Сотрудники привержены к компании, проявляют личную инициативу в работе, активно участвуют в разработке новационных проектов в компании.

Затраты на немонетарную мотивацию позволяют сократить другие затраты, возникающие при ее отсутствии. Это те, что связаны: а) с подбором персонала; б) с обучением нового персонала.

Безусловно, любые программы немонетарной мотивации требуют временных и финансовых затрат на их разработку и внедрение, но сложно не согласиться с тем фактом, что немотивированные сотрудники обходятся компании значительно дороже.

Комментарии

  • Наталья Нестеренко 07.03.09 14:58
    Конечно не стоит трактовать немонетарную мотивацию так узко, но в целом толковая статья, точно, четко и, насколько я понимаю, на реальных исследованиях мотивационных пакетов персонала.
  • Tom_Soft 19.02.09 10:48
    В желаемый пакет можно так же включить безлимитный интернет! =) Как в Москве =)
  • pantera 03.04.08 20:14
    в желаемый пакет можно включить оплату услуг фитнесс-центра. это очень распространено в Екатеринбурге и все от этого только выигрывают

Оставить свой комментарий

Пожалуйста, зарегистрируйтесь!

Вход | Регистрация