Сегодня, когда человеческие ресурсы становятся одним из главных конкурентных преимуществ любого предприятия, ведутся поиски новых форм подготовки специалистов, обладающих не только профессиональными знаниями, способностью использовать эти знания на практике, но и мотивированных к высокопроизводительному труду.
Известно, что мотивация к труду начинает формироваться у человека еще до начала его профессиональной трудовой деятельности. Постепенно в процессе обучения в школе, среднем специальном (ссуз) или высшем учебном (вуз) заведении и во время социального общения развиваются трудовые качества личности, такие как трудолюбие, ответственность, дисциплинированность, приобретаются первоначальные трудовые навыки. Эти качества лежат в основе мотивации к труду и в дальнейшем получают развитие под влиянием реальной рабочей среды при вступлении в сферу общественного производства.
Профориентация школьников служит началом формирования чувства идентификации работника с предприятием, а следовательно, мотивации к эффективному труду. Профориентация предполагает широкий, выходящий за рамки педагогики и психологии комплекс мер по оказанию помощи в выборе профессии, куда входит профконсультация как индивидуально ориентированная помощь в профессиональном самоопределении.
В связи с этим предприятия, заинтересованные в притоке молодых специалистов, должны активно участвовать в процессе профориентации учеников старших классов, особенно тех школ, в которых преимущественно учатся дети работников предприятия. Наиболее актуальными на настоящий момент темами профконсультаций могут быть:
-профессии, востребованные на данном предприятии и на современном рынке труда;
-содержание работы конкретных специалистов;
-требования предприятия к специалистам в области знаний, навыков, умений, личных качеств;
-образование, которое необходимо получить, чтобы стать тем или иным специалистом;
-вузы и ссузы, которые, по мнению руководства предприятия, предоставляют качественное образование по актуальным для него специальностям.
Более половины школьников получают информацию о вузах, профессиях и специальностях от школьных учителей и родителей, которые не всегда располагают достоверными и исчерпывающими сведениями о современной сфере образования. В связи с этим правильный выбор высшего учебного заведения, в котором можно получить желаемую профессию, становится затруднительным. Вместе с тем на предприятиях одной из функциональных обязанностей управлений (служб или отделов), работающих с человеческими ресурсами, является маркетинг образовательных услуг. Специалисты, обладающие результатами маркетинговых исследований в данной области, могут быть крайне полезны школьникам при выборе ссуза или вуза. Следует отметить, что особое значение профконсультации будут иметь в регионах, отдаленных от исторически сложившихся в Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске, Томске и в ряде других городов России образовательных центров. Предприятие может не только рекомендовать одно или несколько учебных заведений, в которых, с его точки зрения, ведется качественная подготовка нужных специалистов, но и оказать финансовую поддержку школьникам в подготовке к поступлению в выбранные вузы.
В настоящее время уровень государственного финансирования школ недостаточен. Поэтому целевая финансовая поддержка предприятий, направленная на оборудование современных школьных классов, на закупку оргтехники и компьютеров, будет способствовать как повышению качества школьного образования в целом, так и формированию у школьников образа надежного предприятия, заботящегося о развитии и благополучии своих сотрудников (даже потенциальных).
Формирование чувства идентификации работника с предприятием - процесс кропотливый, длительный и непрерывный. Первые проявления этого чувства, возникшие у школьников, должны закрепляться и развиваться при их дальнейшем обучении в ссузах или вузах. Вместе с тем у большинства российских предприятий будущие специалисты исчезают из поля зрения на период освоения ими будущей специальности в образовательных учреждениях. В результате такой политики приток молодых специалистов, у которых заложены основы чувства идентификации с предприятием и мотивации к эффективному труду, крайне мал.
В зарубежной практике уже давно существуют примеры достаточно эффективного взаимодействия вуза и предприятия в процессе подготовки молодого специалиста. Например, кадровые службы некоторых крупных японских компаний начинают работу со студентами - будущими специалистами, когда те учатся в университетах на 2 - 3-м курсах. Выявляются молодые люди со способностями, которые отвечают требованиям стратегии развития фирмы. Далее их начинают приглашать на лекции специалистов и руководителей компании, посвященные истории компании, динамике изменений производства и номенклатуры продукции, прогнозам на будущее.
Студенты, наблюдаемые кадровой службой и являющиеся кандидатами для работы в компании, проходят тестирование, изучается состояние их здоровья. Потенциальных работников фирмы принимают на работу во время студенческих каникул, приглашают на различные мероприятия, такие как дни качества, годовое отчетное собрание и т. п. Все это дает студентам возможность заранее познакомиться с корпоративной культурой компании, приобрести какие-либо практические навыки, заработать деньги. В процессе всех мероприятий студентам активно прививается чувство идентификации с компанией, которая намеревается предоставить им в дальнейшем работу.
После окончания университета и поступления на работу за каждым молодым специалистом закрепляется так называемый наставник из числа руководителей среднего звена и одновременно из числа выпускников того же высшего учебного заведения, что и его подопечный. Полномочия наставника в Японии, как правило, шире, чем у российских наставников. Он помогает новичку адаптироваться на рабочем месте, помогает разрешить возможные конфликты, бывает у своих подопечных дома, знает состав семьи, круг друзей и знакомых, в курсе планов молодого человека, знает его увлечения, знает о нем все. Если в кадровой службе решается вопрос о перемещении специалиста, то в этом случае мнение наставников является решающим. Такое кураторство осуществляется до 35 лет.
Примеры подобного сотрудничества появились и в российской практике. Крупные промышленные компании, такие как РУСАЛ, ОАО «ГМК "Норильский никель"», ЗАО «Лукойл-Нефтехим» и др., для привлечения перспективных студентов проводят презентации компании в известных российских вузах, Дни открытых дверей в компании, Дни карьеры. Студентам предоставляют необходимый информационный материал о компании, для них организовывают производственную практику. Одновременно осуществляется финансовая поддержка образовательной деятельности вузов. Молодые специалисты в период адаптации в компании находятся в поле зрения Совета молодых специалистов, к ним прикрепляется наставник.
Вместе с тем наиболее эффективным и действенным подходом в формировании современного конкурентоспособного специалиста является не разобщенное сотрудничество «школа - предприятие», «предприятие - вуз», а объединение усилий школы, вуза, предприятия и самого учащегося на всех стадиях его подготовки (схема 1).
Схема 1
Между всеми субъектами образовательного процесса молодого специалиста должно быть налажено такое взаимодействие, которое дает возможность устанавливать отклонения от совместно выработанного стандарта квалифицированного специалиста путем корректировки содержания учебных программ и используемых образовательных технологий на любой стадии его подготовки.
Анализ современного состояния системы школьного и вузовского образования показывает, что существующая система управления образованием не в состоянии обеспечить общественно необходимый уровень образования выпускников средних общеобразовательных школ и преемственность образовательных программ среднего общего и высшего профессионального образования.
До сих пор существуют серьезные концептуальные различия в структурировании объема знаний среднего общего и высшего профессионального образования, заметные отличия учебных программ в разных регионах и разных школах. Различная квалификация учителей среднего образования и различный уровень материального обеспечения школ не позволяют изложить материал в объеме и качестве, необходимом для поступления и учебы в высших учебных заведениях. В связи с этим для успешного поступления и обучения в высших учебных заведениях школьнику необходима дополнительная довузовская подготовка.
Глубокое изучение профильных дисциплин, методическое руководство вузов над подшефными школами, возможность непосредственных контактов с вузовскими преподавателями, с работниками предприятия-заказчика - все это способствует формированию у школьников не только профессиональных знаний, умений и навыков, но четких мировоззренческих позиций и осознанных профориентационных установок.
Предприятия, которые имеют партнерские отношения с вузами в области целевой подготовки специалистов, могут не ограничиваться работой только со студентами, поступившими в вуз из базовых (подшефных) школ предприятия. Программы целевой подготовки могут быть предложены любым студентам, проявившим к ним интерес и отвечающим требованиям работодателей.
Как уже упоминалось выше, для подготовки специалиста, преданного предприятию, обладающего высокой мотивацией к труду, необходимо постоянное участие самого предприятия в образовательном процессе. Это участие может проявляться в виде:
-формулирования тематики курсовых и дипломных проектов;
-участия с правом решающего голоса в работе жюри при проведении конкурсов студенческих научно-исследовательских работ;
-учреждения премий за лучшую студенческую работу;
-организациипроизводственнойи преддипломной практик, в том числе с временным зачислением целевых студентов на те или иные должности;
-преподавания профессионально-ориентированных, прикладных дисциплин;
-участия в текущем и итоговом контроле и оценке приобретаемых студентами знаний с целью ознакомления с уровнем подготовки будущих специалистов и выявления тех слабых сторон, на которые следует обратить особое внимание.
В общем виде процесс формирования у потенциальных работников чувства идентификации с конкретным предприятием, а следовательно, мотивации к эффективному труду представлен на схеме 2.
Данный подход к формированию мотивации молодых специалистов успешно реализуется начиная с 2002 г. совместными усилиями Российского химико-технологического университета им. Д.И. Менделеева (г. Москва), управляющей компании ЗАО «Лукойл-Нефтехим» (г. Москва), промышленных предприятий ООО «Ставролен» (г. Буденновск), ООО «Саратоворгсинтез» (г. Саратов), средней школы № 59 г. Саратова и средней школы № 8 г. Буденновска. Университет осуществляет учебно-методическое руководство подготовкой школьников старших классов, организует выездные профильные олимпиады, по результатам которых лучшие школьники могут быть зачислены в университет. Ведущие преподаватели вуза дают мастер-классы по различным темам химии и математики в этих школах, проводят консультирование школьных учителей по новым образовательным технологиям.
Схема 2
Управляющая компания совместно со своими предприятиями принимает участие в корректировке учебных планов целевых студентов, в выборе программ дополнительного профессионального образования, инвестирует средства в развитие базовых школ и университета, в довузовскую подготовку школьников, в дополнительное образование и мотивационные программы школьников и целевых студентов. Непрерывное индивидуальное сопровождение целевых студентов со стороны предприятий и университета дает первые положительные результаты - их хорошую успеваемость.
В результате совместных усилий школы, вуза, предприятия целевой специалист начнет свою трудовую деятельность с багажом необходимых и перспективных для предприятия знаний, в значительной степени сформированным чувством идентификации с предприятием, с заложенными основами мотивации к производительному и качественному труду и непрерывному профессиональному обучению.