Человек одной идеи

Распечатать
"Я... смотрю на автомобили, носящие мое имя, не только как на автомобили. Для меня они - наглядное доказательство некоей деловой теории, ... цель которой - создать из мира источник радостей."

Генри Форд

Генри Форд превратил автомобиль из игрушки для богатых в общедоступное транспортное средство, Он начал как умелец, мастеривший какие-то чудные приспособления в гараже позади своего дома. В 39 лет он все еще был горе-предпринимателем, не имевшим в своем активе ничего, кроме двух неудачных попыток создать автомобильную компанию да нескольких гоночных призов. А чуть позже, между 1908 и 1927 годами, его сборочные заводы выпустили более 15 миллионов автомобилей модели «Ts Ford», которые изменили облик страны и в значительной степени сформировали американский образ жизни. Он выпускал миллионы автомобилей, и его состояние превысило миллиард долларов.
«Для меня нет ничего невозможного» - эти слова были девизом Форда.

Интерес к механике проявился у Генри еще в детстве, которое он провел на ферме неподалеку от Диарборна (штат Мичиган). Он любил «ремонтировать» часы, даже если они не были сломаны. Один из его приятелей как-то пошутил, что «все часы в доме Генри останавливаются от ужаса при его появлении». Но этот интерес к часам, в которых он научился хорошо разбираться, да и вообще к механике, со временем превратился для Форда в дело жизни и источник богатства.

Форду не нравился фермерский труд. В 16 лет он устроился на работу механиком в Детройте, а по ночам ремонтировал часы. Зарабатывал он 3 доллара в неделю. В то время у Форда зародилась идея массового производства часов - он даже сделал матрицы и подыскал партнеров для запуска производства. Он мог бы выпускать две тысячи часов в день, но некому их было продавать. Прошло еще не одно десятилетие, прежде чем идея массового производства нашла применение.

Отец Форда был фермером и хотел, чтобы и сын пошел по его стопам. Однако Генри Форд бросил ферму ради Детройта и таким образом отказался от причитающегося ему по наследству земельного участка. Он работал инженером на заводе Эдисона в Мичигане, а по ночам, пытаясь воплотить мечту об автомобиле, работал в гараже за домом - соседи прозвали его «сумасшедшим Генри». Его первый маленький бензиновый «квадрицикл» появился на свет в 1896 году. Он был не первым в своем роде и, очевидно, не лучшим, но, как бы то ни было, Форд добился своего - построил свой автомобиль. Однако изобретателю было еще далеко до успеха. Он основал компанию по производству автомобилей, но она прогорела. Он создал еще одну, но она быстро распалась.

В 1902 году за плечами у 39-летнего Генри было уже 2 неудачи, да и ситуация ему не благоприятствовала. В 1900-1908 годах были созданы пятьсот автомобильных компаний, но выжили лишь единицы.
Человек менее мужественный и настойчивый сдался бы, но только не Генри Форд. Возможно, его поддерживала репутация конструктора хороших гоночных машин (на одной из его моделей Барни Олдфилд установил в 1902 году рекорд Америки, проехав 5 миль за 5 минут 28 секунд).

В 1903 году он создал новую компанию «Форд мотор» с начальным капиталом 150 тысяч долларов, из которых только 28 тысяч наличными. Сам Форд не вкладывал денег, он вложил в предприятие свой талант и опыт, а спонсором был Александр В. Малкомсон, ведущий угольный промышленник Детройта. Их первые скромные успехи привлекли других инвесторов. Конструированием первых автомобилей Форда зачастую занимались приглашенные со стороны специалисты, такие, например, как братья Додж, которые позднее стали соперниками Форда в автомобилестроении.

Теперь мечты Форда начинали сбываться. Он перешел от выпуска модели «А» к модели «Т» («Тин Лизи» - «Жестяная Лиззи», как ее называли). Выпуск ее начался в 1908 году - Форд и его инженеры работали над новым автомобилем даже по ночам, причем Форд сидел на вертящемся стуле, который достался ему от матери, веря, что это принесет ему удачу. В то время как большинство автомобилей продавались за тысячу долларов и более, «модель Т» стоила всего 345 долларов. Из предмета роскоши для богатых горожан автомобиль превратился в обычную принадлежность провинциальной Америки. Модель «Т» Форда называли «величайшим автомобилем в истории транспорта».

Чтобы выпускать автомобили, доступные по цене людям среднего достатка, Форд полностью перестроил производственный процесс, создал одно из самых эффективных поточных производств в мире. Вместо штучных сборочных деталей ручной работы он стал использовать стандартизированные. (Если первоначально модель «Т» выпускалась красного, черного, голубого и серого цветов, то с 1914 года даже от «многоцветья» отказались - стали выпускать автомобили только черного цвета).

Форд превратил сборочные цеха в экспериментальную площадку. Густав Свифт выдвинул идею конвейерной сборки. Сэмюэл Кольт и Генри Лиланд предложили использование взаимозаменяемых деталей. Форд применил эти идеи в системе массового производства невиданного ранее масштаба.

В 1913-1914 годах он ввел в действие единую поточную конвейерную линию, которая сократила время сборки автомобиля с 728 до 93 минут. Чтобы отладить работу такой производственной системы, Форду требовались заинтересованные рабочие. Он поразил деловой мир, установив в 1914 году зарплату в 5 долларов в день (тогда на автозаводах Детройта неквалифицированный рабочий получал 1,90 доллара в день). Форда прославляли как просвещенного промышленника, но его «Щедрость» в отношении рабочих не была, разумеется, бескорыстной - позднее он яростно боролся против создания профсоюзов на своих заводах.

В 1907 году Форд выстроил для себя на фешенебельной Эдисон-авеню в Детройте дом из красного кирпича стоимостью 285 тысяч долларов, а позднее, став супербогачом, воздвиг в Диарборне роскошный особняк, который обошелся ему уже в 2 миллиона. Чтобы избавиться от осаждавших его нищих и мнимых изобретателей, хозяин велел построить сторожку привратника в миле от парадного входа.

Считалось, что совместное состояние Форда и его сына Эдселя в 1920-х годах составляло 1,2 миллиарда. Нью-Йоркская «Ивнинг Уорлд» гадала, что будет делать Форд с такими деньгами - то ли купит «Стальной трест», то ли «Дженерал моторс» или Центральную железную дорогу, а может быть, скупит весь урожай зерна, картофеля и табака за 1925 год.

Форд не любил пышности и шума. В 1939 году он даже отклонил предложение президента Франклина Рузвельта принять участие в обеде по случаю визита королевской четы Великобритании - по протоколу, на этот прием следовало явиться с супругой, но миссис Форд в этот день была занята на заседании садоводческого клуба...
Конечно, его интересовали не только деньги. Говорят, что группа инвесторов трижды предлагала Форду и его сыну продать компанию за более чем миллиард, но Форд ответил: «Тогда у меня будут деньги, но не будет работы». Когда его спрашивали о размерах состояния, Форд отвечал: «Меня это не интересует». Банковские чеки он обычно рассовывал по карманам - однажды из кармана у него выпал чек на 85 тысяч долларов, и был случай, когда в кармане его пиджака - в химчистке - нашли чек на 125 тысяч.

Форд любил выезды на природу с друзьями - с Томасом Эдисоном, Харви Файрстоуном и натуралистом Джоном Бэрроу (на автомобилях своей фирмы, разумеется). Рассказывают, что как-то в его «Форде - Т» перегорела лампочка, и он остановился у бензоколонки, чтобы купить новую:
- Взгляните, - сказал Форд хозяину магазина, - человек, который изобрел лампочку, сидит вон там - в машине.
- Неужто сам Эдисон? - удивился хозяин.
- Он самый, - улыбнулся Форд. - А тот, что рядом с ним, - Харви Файрстоун. А сам я - Генри Форд.
- Да будет врать! - рассмеялся хозяин и, указывая на окладистую бороду Бэрроу, добавил: Если вы еще скажете, что вот этот - Санта Клаус, то я вызову шерифа!

Форд был одним из самых видных пацифистов. В 1914 году, когда разразилась Первая мировая война, он решил остановить ее: нанял океанский лайнер и, взяв с собой 150 американцев, отправился в Европу, чтобы убедить европейцев прекратить бойню. Эта затея с «кораблем мира» вызвала насмешки прессы. Но когда стало ясно, что войну остановить невозможно, Форд переориентировал свои заводы на военные нужды. Он выпускал грузовики, танки и т.п. Впоследствии, когда началась Вторая мировая война, Форд, которому было уже под восемьдесят, построил крупнейший в мире авиационный завод по производству бомбардировщиков Б-24.

Форда можно, пожалуй, назвать человеком одной идеи. В день «золотой свадьбы» на вопрос журналиста «в чем секрет успешного брака?» Форд ответил: «Это как с выпуском автомобилей: надо придерживаться одной модели».

Сосредоточенность на одной идее была силой и слабым местом Форда-бизнесмена. Он выкупил у партнеров их доли в деле - для полной свободы рук. Но его жесткость и диктаторский стиль стали вредить компании. Другие автомобильные фирмы диверсифицировали продукцию, а Форд все придерживался формулы, принесшей ему успех. Впрочем, он и сам не мог не заметить, что корпорация уже не контролирует 55 процентов рынка, как было в наиболее успешном для нее 1923 году.

В период Великой депрессии компания понесла огромные убытки и скатилась с первого места на третье. Единственный сын Форда, Эдсель, помогавший отцу управлять компанией, скончался в 1943 году в 49-летнем возрасте. 80-летний Генри Форд продолжал управлять корпорацией один, хотя это ему становилось все труднее, Тогда сын Эдселя, Генри, уволился из флота и прибыл в Мичиган, чтобы помочь укрепить семейный бизнес. Однако Форд намеревался передать руководство компанией Гарри Беннету, главе службы безопасности, который отбил попытки Объединенного профсоюза рабочих автомобильной промышленности создать профсоюзные организации на заводах Форда.

Взаимоотношения обострились настолько, что внук Генри приходил на работу не иначе, как вооружившись пистолетом. Но постепенно давление со стороны Клары, жены внука, и его матери Элеоноры, а также поддержка, которую Генри-младший имел в компании, склонили Форда к пересмотру решения. В 1945 году Элеонора пригрозила, что продаст свои 42 процента акции компании, если сын ее не возглавит. Опасаясь, что компания уйдет из рук семьи, Форд-старший сдался и уступил место президента своему 28-летнему тезке. А тот, наняв талантливых менеджеров, в том числе Роберта Мак-Намару и Арджея Миллера, начал обновлять и совершенствовать работу компании.

Генри Форд II железной рукой правил компанией 35 лет, вплоть до ухода в отставку в 1979 году. Ему принадлежало последнее слово в дискуссиях. Генри II стал последним главой династии. У компании, которую он ревностно удерживал в руках семьи, теперь много собственников, и управляют ею профессиональные менеджеры.

Комментарии

  • Мария 26.06.11 20:19
    он молодец!

Оставить свой комментарий

Пожалуйста, зарегистрируйтесь!

Вход | Регистрация