Поговорим о ваших недостатках?

Распечатать

Как говорил один изгероев любимой всеми комедии "В джазе только девушки", "у каждого свои недостатки". Некоторые из них, к сожалению, видны невооруженным глазом, другие спрятаны поглубже. Так стоит ли вообще о них рассказывать, тем более на собеседовании при приеме на работу?

Рассмотрим некоторые варианты проведения собеседований в компаниях, производящих подбор персонала:

Вариант №1

Сеанс разоблачения

Насамом деле у работодателя существует немало способов уличить вас если неволжи, то всокрытии нелицеприятных фактов. Консультанты рекрутинговой компании АНКОР, приводят некоторые изних.

Перекрестный опрос

Соискателя интервьюируют не один, а сразу два сотрудника кадровой службы. Причем задают они практически одни и те же вопросы. Если человек говорит неправду, то рано или поздно он начнет сбиваться и сам себя выдаст.

Уточняющие вопросы

Интервьюер задает огромное количество уточняющих вопросов, интересуется мелкими деталями из биографии кандидата. Беседа длится не 20-30 минут, а несколько часов. Такая тактика может утомить и вывести из себя даже самого подготовленного человека. Правда, из-за нехватки времени применяют ее далеко не ко всем, в основном к кандидатам на серьезные позиции.

Нестандартные вопросы

Если вызаявили о нестандартности своего мышления и это качество важно для работодателя, то вам могут задать соответствующие вопросы. Например, директор одной из IT-компании, занимавшейся разработкой программных продуктов рассказал, что задает кандидатам вопросы типа: "Представьте, что выстоите перед небоскребом, увас есть барометр. Как с его помощью узнать высоту здания?" Правильный ответ: "Никак".

Психологическое давление

Заподозрив, что соискатель лукавит, интервьюер может начать использовать приемы настоящего "допроса"- держать многозначительную паузу, пристально смотреть на собеседника, внимательно изучать документы на столе и  прочее. Следующим этапом, как правило, бывает предложение пройти проверку на детекторе лжи. При этом совершенно необязательно, что укомпании он есть: Однако знать об этом наверняка, вы не можете.

Перепроверка данных

Многие работодатели сразу же просят сообщить телефоны нескольких лиц, которые могут подтвердить информацию, указанную в резюме. Такую процедуру проверки многие компании используют "по умолчанию". Работодатель может и не спрашивать о рекомендациях, а просто проверить ее по своим каналам, поскольку сообщество менеджеров по персоналу не так уж велико -найти нужные сведения не сложно.

Методика STAR (Situation Target Action Result)

Кроме простых вопросов кандидат может проходить так называемое структурированное интервью, где нужно приводить примеры конкретных профессиональных ситуаций и анализировать ихсразных сторон. С честью пройти интервью может только тот, кто действительно способен проиллюстрировать свой профессиональный опыт конкретными примерами. Если учесть, что для проверки каждого качества, указанного в резюме, просят рассказать 2-3 реальные ситуации, подготовиться к такой беседе, опираясь только на фантазию, практически невозможно.

Тесты

Авторы некоторых статей упорно твердят, что к тестам точно можно подготовиться. Посидел в Интернете- и все отлично. Но тестов существует великое множество, поэтому угадать, какому из них подвергнут вас, трудно. Это может быть опросник из 100 пунктов или тест с рисунками. Когда тестирование проводит опытный специалист, он, как правило, знает обо всех "приемчиках", которые обычно используют кандидаты. Если это интеллектуальное испытание и вы "прикинулись" умным - тем лучше для вас. Что касается личностных опросников, то есть ли смысл имитировать тот результат, который кажется вам хорошим? Все стараются казаться неумеренно общительными и чрезвычайно спокойными. Этим репертуар "обманщиков" и ограничивается. Все остальные "подделки" при тестировании становятся опасными.

Иногда используют и импровизированные тесты. Так, например, в одной фирме каждому вновь пришедшему кандидату говорили, что больше всего здесь ценится аккуратность, а затем спрашивали, вытер ли он ноги о коврик перед дверью. Естественно, что почти все отвечали: "Конечно, вытер". На что работодатель с улыбкой отвечал: "А гораздо выше аккуратности мы ценим честность. У нас нет никакого коврика".

Конечно, этот тест больше похож на анекдот, чем на реальную историю, однако не думайте, что такие ситуации невозможны. Если выобладаете большим количеством достоинств, лучше рассказать о некоторых своих недостатках. Ведь даже если о них не узнают на собеседовании, они могут всплыть позднее и навредить вам гораздо больше.

Вариант №2

Ского спрос больше?

Естественно, с того, кому много дано. Поэтому чрезмерно разрекламировав свои достоинства и предыдущий позитивный опыт, но забыв рассказать о некоторых пробелах в нем, вы рискуете попасть в ситуацию несбывшихся надежд.

Татьяна Ф., директор магазина одежды, рассказала такую историю изсвоей практики. Год назад она взяла специалиста по маркетингу и рекламе с серьезным опытом и массой, идей, по крайней мере именно это следовало из его резюме. За полгода этот специалист так и не смог поднять продажи на необходимый уровень. "И хотя некоторые положительные тенденции все же наметились,- говорит Татьяна,- он не оправдал наших ожиданий. Мы ждали от него настоящих чудес". Интерес к специалисту и его действиям был потерян, финансирование сокращено. Вскоре он был вынужден уволиться. "Мы взяли на его место совсем молоденькую девочку, почти без опыта,- продолжает Татьяна,- и она работает вполне удовлетворительно и обходится нам гораздо дешевле".

Возможно, первый специалист тоже работал хорошо или даже очень хорошо, но обещал-то он "суперработу". Так что если вы не можете предложить работодателю ничего сверхъестественного, лучше об этом и не говорить.

Вариант №3

Я все могу!

И наконец, последний вариант развития событий- работодатель нестанет тратить силы ивремя нато, чтобы разоблачать вас наинтервью, но, как только выприступите кработе, предложит сделать именно то, что вынеумеете. Тут уже, как говорится, все в ваших руках: Реальный пример, который привели сотрудники агентства "АНКОР": у девушки, претендующей на должность бухгалтера, спросили: "Знаете ли Вы программу 1:С?" . На что она ответила утвердительно, несмотря на то, что ранее в данной программе не работала. Ее приняли на работу, и она, получив несколько консультаций у знакомых, смогла справиться с новой программой. Работает до сих пор, и вполне успешна.

Так что в некоторых случаях небольшая ложь может пойти на пользу. Ведь неслучайно же HRы шутят, что освоих недостатках нужно рассказывать невесте, а работодателю - только о достоинствах.

Как рассказать о своих недостатках на интервью?

Вот что советуют консультанты АНКОРа:

  1. Не опережайте события: если вас не спрашивают о недостатках, не стоит самому заводить разговор на эту тему.
  2. Если вас все же попросили рассказать об этом, постарайтесь свести разговор к пробелам в профессиональных знаниях, которые вряд ли понадобятся на  новой работе.
  3. Не скрывайте факты, которые можно проверить, лучше преподнесите их как легко исправимые недостатки. Например, если вы еще не окончили институт, а претендуете на место, где требуется высшее образование, расскажите об этом, добавив, что, учась и работая поспециальности, высможете применять полученные знания на практике иработодателю не придется тратить деньги на вашу переподготовку.
  4. Когда речь зайдет ослабых сторонах вашего характера, нестоит раскрывать всю свою подноготную, ведь вы не на консультации у психоаналитика. Упомяните две-три мелочи, которые могут выглядеть как продолжения ваших достоинств. Например, скажите, что вы не слишком коммуникабельны, поскольку болтовня отвлекает отработы. Если вы претендуете на вакансию бухгалтера, то работодателю это наверняка понравится. Другое дело, если вы устраиваетесь в PR-службу.
  5. Будьте готовы к тому, что некоторые интервьюеры специально провоцируют собеседников, находя в каждом их ответе желание скрыть недостатки. Ни в коем случае не идите наконфликт. Лучше скажите, что выпонимаете сомнения работодателя, ведь он совершенно не знает вас, но вы постараетесь его разубедить.
  6. Можно попытаться ответить на неприятный вопрос работодателя с юмором, например, сказать, что высчитаете своим главным недостатком неумеренное употребление орехового пломбира. Однако будьте готовы ктому, что интервьюер может и неоценить вашу шутку по достоинству.
  7. Никогда не пытайтесь, даже в шутку, убедить работодателя, что у вас вообще нет никаких недостатков. Это будет означать одно из двух: либо вы неисправимый лжец, либо вас просто несуществует.

 

Комментарии

  • Шаврина Анна Сергеевна 06.02.09 1:03
    Статья очень интересная. Много полезного почерпнула для себя. Спасибо! А на вопрос про барометр можно ответить по-разному, опять-таки в зависимости от того, на какую должность вы претендуете.;-))
  • Леонид 12.03.08 23:45
    Помимо физики, автор статьи не учил в школе русский язык.
  • Эльдар К. 12.11.06 19:34
    Николай,
    во-первых, в статье есть интересные мысли..
    во-вторых, если критикуете, то говорите по существу..
    в-третьих, если бы знали какую чушь порой говорят на собеседовании, как старательно врут и т.д... и таким людям надо читать, даже такие вещи, как эта статья.
  • Николай 12.11.06 2:46
    Один человек сказал бред, а Вы его тиражируете!
    Если Вы не можете определить высоту здания с помощью барометра, то одно из двух: либо Вы вообще не учились в школе, либо были двоечником по физике.

Оставить свой комментарий

Пожалуйста, зарегистрируйтесь!

Вход | Регистрация