Корпоративный экипаж

Распечатать
Вы никогда не сможете достичь лидерства в своей сфере бизнеса, если персоналу не нравится работать у вас, считают топ-менеджеры многих ведущих компаний мира. Относитесь к сотрудникам с вниманием, и тогда они точно так же будут относиться к вашим клиентам.
 
Можно ли открыть собственную авиакомпанию и вывести ее в лидеры? Пожалуй, любой человек скажет, что легче самому научиться летать. В этой сфере бизнеса, чтобы хотя бы остаться в строю, нужно приложить неимоверные уси­лия. И уж точно невозможно стать «законодателем мод», если компанией руководит заурядный менеджер. Но Дэвид Нилмэн (David Neeleman), исполнительный директор американской авиакомпании JetBlue Airways, не таков. Он точно знает, что делать, чтобы не только выжить в условиях острейшей конкуренции, но и потеснить таких гигантов, как American Airlines или United.
 
После прихода в компанию Нилмэн в корне изменил корпо­ративную политику и отношение руководителей к вверен­ным им сотрудникам. Он называет персонал не иначе как «члены экипажа». Это делается для того, чтобы подчеркнуть значимость сотрудников как команды. Если хорошо отно­ситься к сотрудникам, то они будут, в свою очередь, хорошо относиться к клиентам - таков лейтмотив политики Нилмэна. «У нас нет слова «они», - говорит Эл Спэйн (Al Spane), вице-президент по операционной деятельности. - У нас есть «мы» и «наше». Мы делим и успехи, и неудачи».
 
Другая компания, Danubius Hotels, крупнейший оператор гостиничного бизнеса в Центральной Европе, также является примером правильности подобного подхода. В 72 отелях компании работают 5500 человек, из которых около половины - на территории Венгрии. Шандор Бетех (Sandor Betech), директор компании, считает, что к лидер­ству его привел, в первую очередь, особый стиль управле­ния. «Я лично знаком как минимум с 70% персонала нашей компании. Я знаю жен и детей многих сотрудников, и это очень важно», - объясняет он. Венгерской компании уда­лось обойти несколько признанных лидеров гостиничного бизнеса Европы именно благодаря своей уникальной кор­поративной культуре. В каждой новой стране, в которую приходила Danubius Hotels, выстраивалась чуть ли не оче­редь из желающих работать в ней. При этом компенсации, предлагаемые ее сотрудникам, ненамного превышали средние по рынку.
 
Что нужно, чтобы создать компанию, в которой нравится работать? Доминик Галлелло (Dominick Gallello), прези­дент компании Graphisoft, мирового лидера на рынке про­граммного обеспечения для архитекторов, считает важ­ным то, как семьи сотрудников относятся к их работе.
 
«Например, мы устраиваем корпоративные вечеринки для семей персонала. Побывав на них, супруги сотрудников могут по праву сказать: «Graphisoft - замечательная компа­ния!» Самый главный мотивирующий фактор для многих людей - это поддержка со стороны близких людей, и наша корпоративная культура способствует этому».
 
Успех компании JetBlue обеспечивается еще и тем, что взгляды Нилмэна отличаются простотой. Все свои решения он предпочитает доносить до подчиненных лично. Он всегда на «передовой», что очень помогает в создании и поддержа­нии корпоративной культуры. Он не только часто летает на самолетах своей авиакомпании, но старается лично позна­комиться с каждым новым служащим. Ежемесячно он устраивает неформальные встречи с «членами экипажа».
 
Нилмэн сам рассказывает новым сотрудникам о компа­нии, о том, какой вклад в бизнес делает каждый человек, работающий в ней. Все сотрудники регулярно читают дело­вую литературу и изучают финансы, так как каждый из них участвует в прибыли компании, получая больший или мень­ший процент годовой премии в зависимости от доходов предприятия.
 
Взять, к примеру, пилотов, которые в большинстве авиа­компаний считаются линейным персоналом. В JetBlue руко­водство старается, чтобы пилоты участвовали в бизнесе. Например, один пилот компании работает над составлени­ем детальных схем аэропортов. Другой оказывает помощь в финансовом анализе деятельности компании. Еще один проводит мониторинг навыков и знаний его коллег и пыта­ется понять, в каком обучении нуждается персонал.
 
В последние годы, когда бизнес JetBlue значительно расши­рился, Нилмэн не может появляться везде. Вся территория, на которой работает компания, поделена на округа со своим директором в каждом. Директорам предписывается ежемесячно навещать подчиненных и какое-то время рабо­тать вместе с ними. Все это помогает персоналу поддержи­вать коммуникации с высшим руководством компании. Например, любой менеджер по обслуживанию клиентов может снять телефонную трубку и тут же оказаться на пря­мой связи с вице-президентом.
 
Такая корпоративная культура привлекает людей наподо­бие Бонни Симми (Bonnie Simmy). Опытный пилот одной из крупнейших американских авиакомпаний, она была одной из тех, с кем было не так просто подписать трудо­вой контракт. Обычно, когда пилоты меняют место рабо­ты, они начинают с рядовой летной позиции в новой ком­пании. Но Симми, которая в течение 12 лет служила капи­таном экипажа в авиакомпании United, хотела быть более вовлеченной в дела JetBlue. Она потребовала от председателя правления JetBlue исчерпывающую инфор­мацию о малоизвестной компании, аргументировав это так: «Мне предстоит работать здесь следующие 20 лет. Именно поэтому я должна быть уверена в работодателе». Теперь Симми часто заходит к вице-президенту компании с новыми идеями, часть из которых впоследствии претво­ряются в жизнь.
 
По мнению Квидо Степанека (Qwido Stepanek), генераль­ного директора чешской компании по производству Isolit-Bravo, отношение сотрудников к своей работе является главным конкурентным преимуществом: «Я мог бы расска­зать об оборудовании наших заводов, но этот фактор не является решающим. Оборудование, конечно, может быть конкурентным преимуществом, но через месяц у конкурента будет такое же. Наша отличительная черта - это персо­нал. Мы стремимся создать организацию, в которой люди с радостью идут на работу, довольны своей должностью и тем, что они делают. Если нам это удается, то мы на 50 или 60% обеспечили свое лидерство. А если в вашей компании люди чувствуют себя плохо, все время смотрят на часы и хотят уйти сразу же по окончании рабочего дня - вы вряд ли станете лидерами. Я стремлюсь создать организацию, в кото­рой сотрудники ценят свою работу».
 
Достаточно большой проблемой для любой растущей ком­пании становится столкновение интересов новых сотрудни­ков и старожилов. Нилмэн считает, что необходимо привне­сти дух соревновательности в отношения этих двух групп, постоянно показывая им, какой неоценимый вклад в биз­нес они делают.
 
С одной стороны, вместе с ростом компании приходится все чаще ориентироваться на новичков со свежими идеями и знаниями. Но с другой - ни в коем случае нельзя забывать и о персонале со стажем, который помимо всего прочего является гарантом корпоративной культуры.
 
Сегодня JetBlue может похвастаться самым низким количе­ством пустых пассажирских кресел во время полетов, а также самым небольшим процентом задержки рейсов. Прирост парка составляет один самолет в три недели. В сле­дующем году новый самолет будет появляться каждые 10 дней. Нилмэн также планирует нанять еще 1800 человек. Он уверен, что главный фактор успеха - это работа с персо­налом. И одна из основных ее составляющих - налаженные коммуникации и обратная связь. «Я всегда говорю мене­джерам компании: работайте так, как будто вы работаете в маленькой компании с сотней-другой сотрудников», - поды­тоживает он свой рассказ.
 
Источник: Кадровый менеджмент № 8 2005
 

Оставить свой комментарий

Пожалуйста, зарегистрируйтесь!

Вход | Регистрация